Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНФИ́ЛОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 240

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
Театр «Балет Евгения Панфилова»

ПАНФИ́ЛОВ Ев­ге­ний Алек­сее­вич (10.8.1955, дер. Ко­па­чё­во Хол­мо­гор­ско­го р-на Ар­хан­гель­ской обл. – 13.7.2002, Пермь), рос. тан­цов­щик, хо­рео­граф. В 1981 окон­чил хо­рео­гра­фич. ф-т Перм­ско­го ин-та ис­кус­ст­ва и куль­ту­ры, в 1990 – ба­лет­мей­стер­ский ф-т ГИТИСа (курс О. Г. Та­ра­со­вой). В 1992 и 1994 учил­ся в Ме­ж­ду­нар. лет­ней шко­ле совр. хо­рео­гра­фии в Сев. Ка­ро­ли­не (США). В Пер­ми в 1979 соз­дал са­мо­дея­тель­ный тан­це­валь­ный ан­самбль «Им­пульс», в 1987 – проф. Те­атр тан­ца «Экс­пе­ри­мент» (с 1991 «Перм­ский го­род­ской ба­лет Ев­ге­ния Пан­фи­ло­ва», с 1994 «Ба­лет Ев­ге­ния Пан­фи­ло­ва», до­пол­нен­ный но­вой труп­пой «Ба­лет тол­стых»; с 2001 вклю­ча­ет и труп­пу «Бой­цов­ский клуб»). В 1983–85 ру­ко­во­дил Ан­самб­лем пес­ни и пля­ски Ке­ме­ров­ской фи­лар­мо­нии. Ко­гда в СССР не су­ще­ст­во­ва­ло сис­те­мы обу­че­ния тех­ни­кам совр. тан­ца, П. изу­чал их са­мо­стоя­тель­но, соз­да­вая при этом собств. хо­рео­гра­фич. язык как смесь джа­зо­во­го, эс­т­рад­но­го, фольк­лор­но­го тан­ца, клас­сич. ба­ле­та, тан­ца мо­дерн и др. С пер­вых ша­гов стре­мил­ся к син­те­зу тан­це­валь­ных и те­ат­раль­ных средств, по­ста­нов­ки П. от­ли­ча­ла под­роб­ная ре­жис­сёр­ская про­ра­бот­ка. Ста­вил спек­так­ли на му­зы­ку: А. Л. Рыб­ни­ко­ва («Звез­да и смерть Хоа­ки­на Мурь­е­ты», 1979), А. Г. Шнит­ке («Бег», 1988; «Контр­ре­во­лю­ци­он­ная сказ­ка на те­му гра­ж­дан­ской вой­ны», 1990), Д. ван Ти­ге­ма («Лю­бов­ные иг­ры», 1989), И. Р. Га­бе­ли («Крес­ло», 1990), И. В. Ма­шу­ко­ва, груп­пы «Эниг­ма», М. Ра­ве­ля («Фан­та­зии в чёр­ном и ог­нен­ном цве­те»), С. В. Рах­ма­ни­но­ва («Ост­ров мёрт­вых») и Э. Вальд­тей­фе­ля («Валь­сы для по­мут­нён­ных рас­суд­ком»; все 1991); В. Бел­ли­ни («Зо­луш­ка, часть вто­рая, по­след­няя»), Ж. Би­зе – Р. К. Щед­ри­на («Клет­ка для по­пу­га­ев») и рус. нар. пе­сен («Во­семь рус­ских пе­сен»; все 1992); К. Ор­фа («Ми­ст­раль», 1993), П. И. Чай­ков­ско­го («Жен­щи­ны в зе­лё­ном, муж­чи­ны в чёр­ном», 1994; «Щел­кун­чик», 2002), Й. Брам­са («Брамс – мо­мент дви­же­ния») и А. Пяр­та («Ко­лы­бель­ная для муж­чин»; оба 1995), С. С. Про­кофь­е­ва («Ро­мео и Джуль­ет­та», 1996), Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча и др. сов. ком­по­зи­то­ров («Бло­ка­да», 2002), а так­же на сбор­ную му­зы­ку («Цвет­ные сны», 1985; «Ре­ка», 1998; «Ба­бы. Год 1945», 2000; «Тю­ря­га», 2002, и др.). Со­труд­ни­чал с Ма­ри­ин­ским те­ат­ром («Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1997), бер­лин­ским те­ат­ром «Тем­по­дром» («Жизнь пре­крас­на!» на му­зы­ку Шос­та­ко­ви­ча и сов. пе­сен 1930–1950-х гг., 2002) и др. Пер­во­про­хо­дец рос. совр. тан­ца, в луч­ших по­ста­нов­ках П. со­еди­нял фи­ло­со­фич­ность с яр­кой те­ат­раль­но­стью, па­ра­док­саль­ность мыш­ле­ния с хо­рео­гра­фич. яс­но­стью. «Ба­лет Ев­ге­ния Пан­фи­ло­ва» стал пер­вой в Рос­сии труп­пой совр. тан­ца, по­лу­чив­шей ста­тус го­су­дар­ст­вен­ной (2000). Как хо­рео­граф и тан­цов­щик П. ра­бо­тал в иг­ро­вом ф. «Ма­ния Жи­зе­ли» (1995, реж. А. Е. Учи­тель). Пре­по­да­вал та­нец мо­дерн в Перм­ском ин-те ис­кус­ст­ва и куль­ту­ры (1993–96) и в Перм­ском гос. хо­рео­гра­фич. уч-ще (1987–2002). Убит в собств. квар­ти­ре. Твор­че­ст­ву и судь­бе П. по­свя­щён до­ку­мен­таль­ный ф. «Тан­це­валь­ный про­во­ка­тор. Ев­ге­ний Пан­фи­лов» (2011).

Лит.: Ива­нов В. «Экс­пе­ри­мент» Пан­фи­ло­ва // Со­вет­ский ба­лет. 1990. № 2; На­бор­щи­ко­ва С. Ли­дер. О хо­рео­гра­фе Е. Пан­фи­ло­ве и его те­ат­ре // Мо­с­ков­ский на­блю­да­тель. 1991. № 11; Идем «на Пан­фи­ло­ва» // Ба­лет. 1993. № 1–2; Ко­роб­ков С. Эпи­та­фия здра­во­му смыс­лу // Те­атр. 1993. № 6; Па­мя­ти Е. Пан­фи­ло­ва // Пе­тер­бург­ский те­ат­раль­ный жур­нал. 2002. № 3; Гос­по­да! Я Вас зав­тра об­ра­дую… / Сост. Л. А. Же­лез­но­ва, Е. П. Суб­бо­тин, М. И. Се­ров. Пермь, 2003.

Вернуться к началу