Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛУ́ККА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 166

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Гердт
Танцует Г. Палукка.

ПАЛУ́ККА (Palucca) Грет (наст. имя и фам. Мар­га­ре­те Па­лу­ка, Paluka) (8.1.1902, Мюн­хен – 22.3.1993, Дрез­ден), нем. тан­цов­щи­ца, хо­рео­граф, пе­да­гог. В 1914–1916 учи­лась клас­сич. ба­ле­ту в Дрез­де­не у ба­лет­мей­сте­ра Г. Крёл­ле­ра, с 1918 – в Мюн­хе­не. В 1919–23 уче­ни­ца М. Виг­ман и тан­цов­щи­ца «Виг­ман Кам­мер­танц­груп­пе», ко­то­рую ос­та­ви­ла, на­чав соль­ную карь­е­ру. От­ли­чав­ший­ся вир­ту­оз­но­стью, оп­ти­миз­мом, лёг­ким, без­за­бот­ным на­строе­ни­ем та­нец П. ба­зи­ро­вал­ся на ори­ги­наль­ной прыж­ко­вой тех­ни­ке и за­вое­вал по­пу­ляр­ность как осо­бый «кон­фор­ми­ст­ский» ва­ри­ант нем. экс­прес­сио­ни­ст­ско­го (или вы­ра­зи­тель­но­го) тан­ца. С 1924 ху­дож­ни­ки груп­пы Бау­ха­уз – В. В. Кан­дин­ский, Л. Мо­хой-Надь, О. Шлем­мер, П. Клее фик­си­ро­ва­ли её та­нец в ри­сун­ках, жи­во­пи­си и фо­то­гра­фии. В 1925 П. ор­га­ни­зо­ва­ла в Дрез­де­не шко­лу, в ко­то­рой по­ми­мо тан­це­валь­ной тех­ни­ки пре­по­да­ва­лись ис­то­рия тан­ца, ана­то­мия, рит­мич. гим­на­сти­ка и им­про­ви­за­ция. В 1936, про­явив ло­яль­ность к при­шед­шим к вла­сти на­цио­нал-со­циа­ли­стам, на­ря­ду с Виг­ман, Л. Ри­фен­шталь и др. уча­ст­во­ва­ла в от­кры­тии Олим­пий­ских игр в Бер­ли­не. За­прет для лиц евр. на­цио­наль­но­сти на вы­сту­п­ле­ния в об­ществ. мес­тах в 1939 фор­маль­но кос­нул­ся и П., но не пре­рвал её соль­ной карь­е­ры, длив­шей­ся вплоть до 1950-х гг., хо­тя на­цис­ты за­кры­ли дрез­ден­скую шко­лу. Ока­зав­шись по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны на тер­ри­то­рии ГДР, П. за­но­во от­воё­вы­ва­ла по­зи­ции нем. тан­це­валь­но­го экс­прес­сио­низ­ма. Час­тич­но ус­ту­пая идео­ло­гии до­ми­ни­рую­ще­го в стра­не клас­сич. ба­ле­та, она пе­ре­име­но­ва­ла свой стиль в «но­вый ху­до­же­ст­вен­ный та­нец» и во­зоб­но­ви­ла пе­да­го­гич. дея­тель­ность в Дрез­де­не. В 1949 её шко­ла по­лу­чи­ла ста­тус го­су­дар­ст­вен­ной, ос­та­ва­ясь в нач. 21 в. един­ст­вен­ным не­за­ви­си­мым Выс­шим тан­це­валь­ным учеб­ным за­ве­де­ни­ем в Гер­ма­нии. П. пре­по­да­ва­ла до нач. 1990-х гг. В 1950 она в чис­ле ос­но­ва­те­лей (в 1965–70 ви­це-пре­зи­дент) бер­лин­ской Ака­де­мии ис­кусств. Проф. (с 1962). Нац. пр. ГДР (1981).

Лит.: Rydberg O. Die Tänzerin Palucca. Dres­den, 1935; Krull E., Gommlich W. Palucca. 3. Aufl. B., 1967; Palucca: Porträt einer Künst­lerin. B., 1972; E. L. Kirchner: Der Tanz: G. Pa­lucca zum Gedenken. Davos, 1993; Jarchow P., Stabel R. Palucca: aus ihrem Leben – über ihre Kunst. B., 1997; Erdmann-Rajski K. G. Pa­luc­ca: Tanz und Zeiterfahrung in Deutschland im 20. Jahrhundert. Hildesheim u. a., 2000; Stabel R. Tanz, Palucca!: die Verkörperung einer Leidenschaft: Biografie. B., 2001; G. Pa­lucca: Schriften, Interviews, Tanzmanuskripte. Basel, 2008; Beyer S. Palucca: die Biografie. 2. Aufl. B., 2009.

Вернуться к началу