Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРЛО́ВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 436

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Л. П. Орлова в фильме «Весна». 1947.

ОРЛО́ВА Лю­бовь Пет­ров­на [29.1(11.2).1902, Зве­ни­го­род – 26.1.1975, Мо­ск­ва], рос. ак­три­са, нар. арт. СССР (1950). Же­на Г. В. Алек­сан­д­ро­ва. Из дво­рян­ской се­мьи. В 1919–22 учи­лась в Моск. кон­сер­ва­то­рии, в 1922–25 на хо­рео­гра­фич. от­де­ле­нии в Моск. те­ат­раль­ном тех­ни­ку­ме; в эти же го­ды ра­бо­та­ла та­пё­ром в ки­но­те­ат­рах Мо­ск­вы. В 1926–33 в Муз. те­ат­ре им. Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко, вы­сту­па­ла в опе­ре­точ­ных пар­ти­ях (Пе­ри­ко­ла – «Пе­ри­ко­ла» Ж. Оф­фен­ба­ха, Сер­по­лет­та – «Кор­не­виль­ские ко­ло­ко­ла» Р. План­ке­та, Жор­же­та – «Со­ло­мен­ная шляп­ка» Э. Ла­би­ша и М. Ми­ше­ля, и др.). В ки­но с 1934 (Эл­лен Гет­вуд – «Лю­бовь Алё­ны», Гру­шень­ка – «Пе­тер­бург­ская ночь»). Од­на из звёзд отеч. эк­ра­на кон. 1930-х – нач. 1940-х гг., при­об­ре­ла ог­ром­ную по­пу­ляр­ность, сни­ма­ясь гл. обр. в филь­мах Алек­сан­д­ро­ва. Об­ла­дая пре­крас­ны­ми внеш­ни­ми дан­ны­ми, вла­де­ла мас­тер­ст­вом син­те­тич. ак­три­сы (му­зы­каль­ность, пла­стич­ность), яр­ким дра­ма­тич. да­ро­ва­ни­ем ши­ро­ко­го диа­па­зо­на (ис­пол­ня­ла как ли­ри­че­ские, так и ко­ме­дий­ные ха­рак­тер­ные ро­ли). Во­пло­ти­ла на эк­ра­не об­раз иде­аль­ной сов. ге­рои­ни, cтав сим­во­лом эпо­хи в отеч. ки­но­ис­кус­ст­ве: Аню­та («Ве­сё­лые ре­бя­та»), Ма­ри­он Дик­сон («Цирк»), Ду­ня-Стрел­ка («Вол­га-Вол­га»), Та­ня («Свет­лый путь»). По­след­няя зна­чит. ра­бо­та О. в ки­но – ко­ме­дия «Вес­на» (1947, пр. Мкф в Ве­не­ции), где ак­три­са ис­пол­ни­ла ро­ли учё­но­го с ми­ро­вым име­нем Ни­ки­ти­ной и ак­три­сы опе­рет­ты Шат­ро­вой. Сре­ди др. филь­мов: «Ошиб­ка ин­же­не­ра Ко­чи­на», «Де­ло Ар­та­мо­но­вых», «Встре­ча на Эль­бе», «Му­сорг­ский», «Ком­по­зи­тор Глин­ка», «Рус­ский су­ве­нир»; в 1941 сня­лась в «Бое­вом ки­но­сбор­ни­ке № 4» («По­бе­да за на­ми»). В 1947 сыг­ра­ла роль Джес­си («Рус­ский во­прос» К. М. Си­моно­ва) в Моск. те­ат­ре им. Мос­со­ве­та, с 1955 в этом те­ат­ре: Ли­дия («Со­мов и дру­гие» М. Горь­ко­го), Но­ра («Но­ра» Г. Иб­се­на), Лиз­зи («Лиз­зи Мак-Кей» Ж. П. Сар­тра), Пат­рик Кэм­пбелл («Ми­лый лжец» Дж. Кил­ти), мис­сис Сэ­видж («Стран­ная мис­сис Сэ­видж» Дж. Пат­ри­ка). О. по­свя­щён ф. «Лю­бовь Ор­лова» (1983, ре­жис­сё­ры Алек­сан­д­ров и Е. В. Ми­хай­ло­ва) и др. Гос. пр. СССР (1941, 1950). На­гра­ж­де­на ор­де­ном Ле­ни­на (1939).

Лит.: Зель­до­вич Г. Л. Ор­ло­ва. М., 1939; Со­ловь­е­ва ИН., Ши­то­ва ВВ. Л. Ор­ло­ва // Ак­те­ры со­вет­ско­го ки­но. М., 1966. Вып. 2; Юре­нев РН. Л. Ор­ло­ва. М., 1968; Ро­ма­нов АВ. Л. Ор­ло­ва в ис­кус­ст­ве и в жиз­ни. М., 1988; Фро­лов ИД. Л. Ор­ло­ва. В гри­ме и без гри­ма. М., 1997; Щег­лов ДА. Лю­бовь и мас­ка. М.; Смо­ленск, 1997; он же. Л. Ор­ло­ва: жизнь и твор­че­ст­во. М., 2002; Куш­ни­ров МА. Свет­лый путь, или Чар­ли и Спен­сер. М., 1998; Го­ли­ко­ва НЮ. Ак­три­са и Ре­жиссер. М., 2005; Саа­ков ЮС. Л. Ор­ло­ва и Г. Алек­сан­д­ров. М., 2005; он же. Л. Ор­ло­ва: су­пер­звез­да на фо­не эпо­хи. М., 2007; Хорт АН. Л. Ор­ло­ва. М., 2007.

Вернуться к началу