Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСТРАНЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 600

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шестакова (театр). 

ОСТРАНЕ́НИЕ (от «стран­но»), ху­до­жест­вен­ный при­ём, со­стоя­щий в опи­са­нии яв­ле­ния как впер­вые уви­ден­но­го. По­ня­тие О. вве­де­но в на­уч. обо­рот В. Б. Шклов­ским в кн. «Вос­кре­ше­ние сло­ва» (1914) и тео­ре­ти­чес­ки обос­но­ва­но им в ст. «Ис­кус­ст­во как при­ём» (1917). Для Шклов­ско­го О. – уни­вер­саль­ный за­кон ис­кус­ст­ва, цель ко­то­ро­го – на­ру­шить «ав­то­ма­тизм вос­при­ятия», «дать ощу­ще­ние ве­щи как ви­де­ние, а не как уз­на­ва­ние». Со­глас­но ус­та­нов­кам рус. фор­маль­ной шко­лы, О., соз­даю­щее эс­те­тич. дис­тан­цию, мо­жет про­яв­лять­ся на всех уров­нях ху­дож. струк­ту­ры – фо­не­ти­че­ском, лек­си­че­ском, се­ман­ти­че­ском, ком­по­зи­ци­он­ном и др. Как па­ро­дий­ное на­ру­ше­ние «ка­но­на» прин­цип О. по­ло­жен в ос­но­ву сфор­мули­ро­ван­но­го Шклов­ским за­ко­на лит. са­мо­раз­ви­тия, на­хо­дя­ще­го вы­ра­же­ние в борь­бе «млад­шей» и «стар­шей» ли­ний ли­те­ра­ту­ры.

При­ме­ни­тель­но к те­ат­ру О. обо­зна­чает прин­цип раз­ру­ше­ния сце­нич. ил­лю­зии че­рез под­чёр­ки­ва­ние ус­лов­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го на сце­не. О. мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся на уров­не дра­ма­тур­гии, сце­но­гра­фии, ак­тёр­ской иг­ры, дек­ла­ма­ции, пла­сти­ки, взаи­мо­от­но­ше­ний с пуб­ли­кой и др. Центр тя­же­сти спек­так­ля при этом сме­ща­ет­ся с вос­при­ятия сце­нич. ил­лю­зии к на­блю­де­нию за про­цес­сом её соз­да­ния.

Си­но­ни­мом О. ино­гда вы­сту­па­ет близ­кое ему по смыс­лу по­ня­тие «очу­ж­де­ние» (Verfremdung). Воз­ник­шее пер­во­на­чаль­но как нем. эк­ви­ва­лент О., оно по­лу­чи­ло даль­ней­шее ос­мыс­ле­ние в ра­бо­тах Б. Брех­та (ст. «Ма­лый Ор­га­нон для те­ат­ра», 1949) и вер­ну­лось в рус. яз. уже не толь­ко в ка­че­ст­ве об­рат­но­го пе­ре­во­да с не­мец­ко­го, но и в ка­че­ст­ве но­во­го тер­ми­на. Смысл «эф­фек­та очу­ж­де­ния» (Verfremdungseffekt) – в по­бу­ж­де­нии зри­те­ля к раз­мыш­ле­нию, кри­тич. вос­при­ятию изо­бра­жае­мой дей­ст­ви­тель­но­сти. О. – один из клю­че­вых приё­мов эпи­чес­ко­го те­ат­ра. Ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся во всех те­ат­раль­ных жан­рах.

Лит.: Bloch E. Gesamtausgabe. Fr./M., 1965. Bd 9: Literarische Aufsätze; L’Onirisme et l’insolite dans le théâtre français contempo­rain / Éd. P. Vernois. P., 1974; Туль­чин­ский ГЛ. Ост­ра­не­ние // Про­ек­тив­ный фи­ло­соф­ский сло­варь: Но­вые тер­ми­ны и по­ня­тия. СПб., 2003; Гинз­бург К. Ост­ра­не­ние: Пре­дыс­то­рия од­но­го ли­те­ра­тур­но­го прие­ма // Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние. 2006. № 80.

Вернуться к началу