Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОССЕ́ЙН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 572

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Р. Оссейн. Кадр из фильма «Неукротимая Анжелика». 1967.

ОССЕ́ЙН (Hossein) Ро­бер (р. 30.12.1927, Па­риж), франц. ак­тёр, ре­жис­сёр, про­дю­сер. Сын эмиг­ран­тов из Рос­сии – ком­по­зи­то­ра Ан­д­ре Ос­сей­на (наст. имя и фам. Ами­нул­ла Гу­сей­нов) и ак­три­сы А. Ми­нев­ской. С 1943 за­ни­мал­ся в сту­дии при па­риж­ском те­ат­ре «Ста­рая го­лу­бят­ня» под рук. Т. Ба­ла­шо­вой. В 1947 окон­чил дра­ма­тич. кур­сы Р. Си­мо­на в Па­ри­же. С кон. 1940-х гг. вы­сту­па­ет как те­ат­раль­ный ак­тёр и ре­жис­сёр. В те­ат­рах Па­ри­жа по­ста­вил спек­так­ли: «Ху­ли­га­ны» (пье­са О., 1949, «Ста­рая го­лу­бят­ня»), «Не­го­дяи по­па­дут в ад» по Ф. Да­ру (1954, «Гран Гинь­оль»), «Вы, кто нас су­дит» (пье­са О., 1957, те­атр «Твор­че­ст­во»), «Шес­те­ро со­мни­тель­ных муж­чин» Ф. Да­ра и О. (1963 и 1980, «Те­атр Ан­туа­на»), «Дом Бер­нар­ды Аль­бы» Ф. Гар­сии Лор­ки и «Эр­на­ни» В. Гю­го (оба 1974, «Ко­ме­ди Фран­сез»), «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му и «Мы­ши и лю­ди» по Дж. Стейн­бе­ку (оба 1975, «Те­атр де Па­ри»), «Ве­ли­кий ад­во­кат» Г. Ден­ке­ра (1983) и «На дне» М. Горь­ко­го (1992) – оба те­атр «Мо­гадор», «Де­ло Сез­не­ка» Э. Ронь­я­ра и О. Вин­сент и «Dominici» М. Фай­е­та (оба 2010, «Те­атр де Па­ри») и др. Ста­вил спек­так­ли в Рейм­се («Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» по Дос­то­ев­ско­му, 1971; «На дне» Горь­ко­го и «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра, оба 1972), Ниц­це («Си­ра­но де Бер­же­рак» Э. Рос­та­на, 1990) и др. В 2000–08 воз­глав­лял па­риж­ский те­атр «Ма­ри­ньи», где по­ста­вил «При за­кры­тых две­рях» Ж. П. Сар­тра (2000, 2002), «Ви­но­вен или не­ви­но­вен» А. Рэнд (2001) и др. спек­так­ли. По­ста­нов­щик мас­штаб­ных шоу на сце­нах Двор­ца спор­та и Двор­ца кон­грес­сов в Па­ри­же: «Бро­нено­сец "По­тём­кин"» (1975), «От­вер­жен­ные» по Гю­го (1980), «Че­ло­век по име­ни Ии­сус» (1983), «Ме­ня зва­ли Ма­рия Ан­туа­нет­та» (1993), «Это был Бо­на­парт» (2002), «Не бой­тесь! Ио­анн Па­вел II» (2007) и др.

В ки­но с 1954 («На­бе­реж­ная блон­ди­нок»). Ха­рак­тер­ная для О. ак­тёр­ская ма­не­ра сло­жи­лась уже к нач. 1960-х гг. и осо­бен­но яр­ко про­яви­лась в ро­ли раз­оча­ро­ван­но­го ци­ни­ка, быв. уча­ст­ни­ка ко­ло­ни­аль­ных войн Ре­но («От­дых вои­на»). Эф­фект­ные внеш­ние дан­ные при т. н. от­ри­цат. обая­нии спо­соб­ст­во­ва­ли ус­пе­ху в филь­мах «чёр­ной се­рии» («Че­ло­век, пре­дав­ший ма­фию» и др.). Сре­ди др. филь­мов: «При­го­вор», «Ан­же­ли­ка, мар­ки­за ан­ге­лов», «Гром не­бес­ный», «Ан­же­ли­ка и ко­роль», «Му­зы­ка», «Не­ук­ро­ти­мая Ан­же­ли­ка», «Жизнь, лю­бовь, смерть», «Дон Жу­ан-73» (др. назв. «А ес­ли бы Дон Жу­ан был жен­щи­ной…»), «Мни­мый ту­пик», «Убий­ца», «Од­ни и дру­гие», «Про­фес­сио­нал», «Де­ти хао­са», «Са­лон кра­со­ты "Ве­не­ра"», «Про­пав­шая в До­ви­ле», «Че­ло­век и его со­ба­ка», «Ми­раж», «Де­ло Сез­не­ка» (т/ф). Ре­жис­сёр­ский де­бют в ки­но – «Не­го­дяи по­па­дут в ад» (1956, О. так­же ав­тор сце­на­рия и ис­пол­ни­тель гл. ро­ли). Как ре­жис­сёр в при­клю­ченч. филь­мах стре­мил­ся обо­га­тить сю­же­ты уг­луб­лён­ной пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­кой ге­ро­ев: «Про­сти­те на­ши пре­гре­ше­ния» (1956), «Ты – яд» (1958), «Но­чи шпио­нов» (1959), «Вкус на­си­лия» и «Иг­ра в ис­ти­ну» (оба 1961), «Ве­рёв­ка и кольт» (др. назв. «Клад­би­ще без кре­стов», 1968). В ф. «Вам­пир из Дюс­сель­дор­фа» (1965) убе­ди­тель­но по­ка­зал ат­мо­сфе­ру ут­вер­жде­ния фа­шиз­ма в Гер­ма­нии в нач. 1930-х гг. В 1980-х гг. вы­пус­тил эк­ра­ни­за­ции: «От­вер­жен­ные» по ро­ма­ну В. Гю­го (1982, пр. Мкф в Мо­ск­ве) и «Крас­ная ик­ра» по собств. ро­ма­ну совм. с Ф. Да­ром (1986). Про­дю­сер мн. сво­их филь­мов.

Соч.: La sentinelle aveugle. P., 1978; Nomade sans tribu. P., 1981; En désespoir de cause. P., 1987; La nostalge. Neuilly-sur-Seine, 2001; Lu­mières et ténèbres. P., 2002; N’ayez pas peur de croire. P., 2007.

Лит.: Ак­те­ры за­ру­беж­но­го ки­но. М., 1970. Вып. 5; Servat H.-J. R. Hossein: «le diable boiteux». Monaco; P., 1991.

Вернуться к началу