Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОРШТЕ́ЙН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 345

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Ю. Б. Норштейн. Кадр из анимационного фильма «Ёжик в тумане». 1975.

НОРШТЕ́ЙН Юрий Бо­ри­со­вич [р. 15.9.1941, дер. Ан­д­ре­ев­ка Го­ло­вин­щин­ско­го р-на (ны­не се­ло Ка­мен­ско­го р-на) Пен­зен­ской обл.], рос. ре­жис­сёр, ху­дож­ник ани­мац. ки­но, нар. арт. РФ (1996). В 1961 окон­чил кур­сы ху­дож­ни­ков-муль­ти­п­ли­ка­то­ров при ки­но­сту­дии «Со­юз­мульт­фильм». Де­бю­ти­ро­вал но­ва­тор­ским ф. «25-е, пер­вый день» (1968, совм. с А. Г. Тю­ри­ным), где пря­мо­ли­ней­ный ре­во­люц. пла­кат со­вмес­тил с тра­ди­ция­ми жи­во­пи­си и гра­фи­ки нач. 20 в. На ос­но­ве ста­рин­ной рус. жи­во­пи­си (фре­ски, ми­ниа­тю­ры, ико­ны и др.) в тех­ни­ке пло­ских ку­кол соз­дан про­ни­зан­ный хри­сти­ан­ски­ми мо­ти­ва­ми ф. «Се­ча при Кер­жен­це» (1971, совм. с И. П. Ива­но­вым-Ва­но; Гран-при Мкф в За­гре­бе и Нью-Йор­ке). Ху­дож. тра­ди­ции яр­ма­роч­но­го луб­ка и иро­нич. совр. виде­ние со­еди­не­ны в ф. «Ли­са и за­яц» (1973, пр. Мкф в За­гре­бе). В эле­гии «Ца­п­ля и жу­равль» (1974, пр. Мкф в Ан­си, Нью-Йор­ке, Мель­бур­не и др.; пр. Мкф для де­тей и юно­ше­ст­ва в Те­ге­ра­не) па­ро­дия на «вы­со­кие» от­но­ше­ния, в ко­то­рых пра­ви­ла по­ве­де­ния пре­пят­ст­ву­ют про­яв­ле­нию под­лин­ных чувств. Ши­ро­кую по­пу­ляр­ность за­вое­вал ф. «Ёжик в ту­ма­не» (1975, Гран-при Мкф для де­тей и юно­ше­ст­ва в Те­ге­ра­не, пр. Мкф в Лон­до­не, Сид­нее и др.), в ко­то­ром про­стран­ст­во сказ­ки пред­ста­ёт в про­стран­ст­ве дет­ско­го сна, на­пол­нен­но­го ост­рым чув­ст­вом не­за­щи­щён­но­сти и рас­те­рян­но­сти. Путь ге­роя к дру­гу пре­вра­ща­ет­ся в ду­хов­ный путь в по­ис­ках са­мо­го се­бя. В ме­та­фи­зич. бал­ла­де «Сказ­ка ска­зок» (1979, Гран-при Мкф в Лил­ле и в За­гре­бе, пр. Мкф в От­та­ве) как ос­кол­ки па­мя­ти всплы­ва­ют об­ра­зы Рос­сии 20 в. Ге­рой филь­ма – тро­га­тель­ный Вол­чок из дет­ской ко­лы­бель­ной, вос­при­ни­маю­щий мир как ве­ли­кую тай­ну. Про­шлое и бу­ду­щее, ска­зоч­ное и ре­аль­ное сво­бод­но со­еди­ня­ют­ся на эк­ра­не, соз­да­вая об­раз веч­но­го бы­тия. Все ра­бо­ты 1970-х гг. соз­да­ны в со­дру­же­ст­ве с ху­дож­ни­ком Ф. А. Яр­бу­со­вой (же­на Н.). Как изящ­ная ли­рич. сти­ли­за­ция на япон. мо­ти­вы снят ф. «Зим­ние дни» (2003). С 1981 Н. ра­бо­та­ет над пол­но­мет­раж­ным ани­мац. ф. «Ши­нель» (по Н. В. Го­го­лю). Ас­со­циа­тив­ность мыш­ле­ния, ме­та­фо­рич­ность об­ра­зов, со­пос­тав­ле­ние разл. про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ных  ка­те­го­рий в по­эти­че­ски пре­лом­лён­ной ху­дож. фор­ме – со­став­ляю­щие уни­каль­но­го ав­тор­ско­го по­чер­ка Н. В сво­их ра­бо­тах ис­поль­зу­ет спец. тех­ни­ку мно­го­ярус­ной пе­ре­клад­ки изо­бра­же­ния, что при­да­ёт ани­мац. филь­мам эф­фект трёх­мер­но­сти. В 1993 совм. с А. Ю. Хржа­нов­ским, Э. В. На­за­ро­вым и Ф. С. Хит­ру­ком ос­но­вал в Мо­ск­ве Шко­лу-сту­дию ани­мац. филь­мов ШАР («Шко­ла ани­ма­то­ров-ре­жис­сё­ров»). В 1979–96 пре­по­да­вал на Выс­ших кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров в Мо­ск­ве (от­де­ле­ние ре­жис­суры ани­мац. ки­но). Ав­тор сце­на­ри­ев не­ко­то­рых сво­их филь­мов. Уча­ст­во­вал в соз­да­нии бо­лее 40 ани­мац. филь­мов. Гос. пр. СССР (1979).

Соч.: Дви­же­ние… // Ис­кус­ст­во ки­но. 1989. № 4; Сказ­ка ска­зок. М., 2005 (совм. с Ф. Яр­бу­со­вой); Снег на тра­ве: В 2 кн. М., 2008; Ежик в ту­ма­не. 5-е изд. М., 2011 (совм. с С. Коз­ло­вым).

Лит.: Вен­жер Н. ЮНор­штейн // Ки­но­ка­лен­дарь-1991. М., 1990; Со­тво­ре­ние филь­ма, или Не­сколь­ко ин­тер­вью по слу­жеб­ным во­про­сам. М., 1990; Про­хо­ров А., Гу­ре­вич М. Блеск и ни­ще­та со­вет­ской ани­ма­ции // Ки­но – де­тям. Ки­но – мо­ло­де­жи. 1990. Вып. 4; Асе­нин С. Ю. Нор­штейн – сту­пе­ни, ве­ду­щие вверх // Ки­но­ме­ха­ник. 1991. № 8; Ор­лов А. Луч­шая в ми­ре Сказ­ка ска­зок: опыт им­прес­сио­ни­сти­чес­ко­го ана­ли­за // Ани­ма­то­граф и его ани­ма. Пси­хо­ген­ные ас­пек­ты эк­ран­ных тех­но­ло­гий. М., 1995.

Вернуться к началу