Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОЙМА́ЙЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 266

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
Сцена из балета «Русалочка» Л. Ауэрбах. Хореограф Дж. Ноймайер.

НОЙМА́ЙЕР, Нью­мей­ер (Neumeier) Джон (р. 24.2.1942, Ми­луо­ки, штат Вис­кон­син, США), амер. и нем. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. В 1950-х гг. учил­ся ба­ле­ту в ча­ст­ных сту­ди­ях Ми­луо­ки, Чи­ка­го, брал уро­ки у В. Вол­ко­вой в Ко­пен­га­ге­не, за­ни­мал­ся в шко­ле Ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та в Лон­до­не. Изу­чал та­нец мо­дерн в Чи­ка­го у С. Ши­рер, в 1960–62 тан­це­вал в её труп­пе. Од­но­вре­мен­но по­лу­чил сте­пень ба­ка­лав­ра англ. лит-ры и те­ат­ро­ве­де­ния в Ун-те Мар­кет­та (штат Вис­кон­син), где впер­вые вы­сту­пил как хо­рео­граф. С 1963 в Штут­гарт­ском ба­ле­те. Бла­го­да­ря под­держ­ке ру­ко­во­ди­те­ля труп­пы Дж. Кран­ко по­лу­чил воз­мож­ность про­дол­жить по­ста­но­воч­ную ра­бо­ту. В 1969–73 худ. рук. Франк­фурт­ско­го ба­ле­та, где по­ста­вил та­кие этап­ные для се­бя спек­так­ли, как ав­тор­ские вер­сии «Щел­кун­чи­ка» П. И. Чай­ков­ско­го и «Ро­мео и Джуль­ет­ты» С. С. Про­кофь­е­ва (обе 1971). С 1973 худ. рук. (с 1996 так­же гл. ин­тен­дант) Гам­бург­ско­го ба­ле­та. Под рук. Н. труп­па ста­ла од­ной из ве­ду­щих в Гер­ма­нии и Ев­ро­пе, об­ре­тя ста­тус ав­тор­ско­го те­ат­ра хо­рео­гра­фа и в то же вре­мя рас­ши­рив ре­пер­ту­ар за счёт клас­си­ки [«Жи­зель» А. Ада­на, кон­суль­тант Г. С. Ула­но­ва (1983), «Бая­дер­ка» Л. Ф. Мин­ку­са в ре­дак­ции Н. Р. Ма­ка­ро­вой (2002), «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» Л. Ж. Ф. Ге­роль­да в ре­дак­ции Ф. Аш­то­на (2004), собств. вер­сии «Ле­бе­ди­но­го озе­ра» (1976) и «Спя­щей кра­са­ви­цы» (1978) Чай­ков­ско­го] и ба­ле­тов Дж. Ба­лан­чи­на, М. Эка, У. Фор­сай­та, Н. Дуа­то. Уни­каль­ный для зап. тра­ди­ции хо­рео­граф, раз­ви­ваю­щий фор­му мно­го­акт­но­го спек­так­ля с лит. сю­же­том, Н. по­ста­вил в этом жан­ре ба­ле­ты: «Гам­лет: под­ра­зу­ме­вае­мое» на му­зы­ку А. Ко­п­лен­да (1976), «Сон в лет­нюю ночь» на му­зы­ку Ф. Мен­дель­со­на – Д. Ли­ге­ти (1977), «Трам­вай "Же­ла­ние"» на му­зы­ку А. Г. Шнит­ке (1983), «Отел­ло» на му­зы­ку А. Пяр­та, Шнит­ке и др. (1985), «Пер Гюнт» Шнит­ке (1989), «Ис­то­рия Зо­луш­ки» Про­кофь­е­ва (1992), «Чай­ка» на му­зы­ку Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (2002; 2007, Моск. му­зы­каль­ный те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко), «Смерть в Ве­не­ции» на му­зы­ку И. С. Ба­ха и Р. Ваг­не­ра (2003). Сре­ди по­ста­но­вок в др. те­ат­рах: «Да­ма с ка­ме­лия­ми» на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на (1978, Штут­гарт­ский ба­лет), «Силь­вия» на му­зы­ку Л. Де­ли­ба (1997, Па­риж­ская опе­ра), «Ру­са­лоч­ка» Л. Ау­эр­бах (2005, Дат. ко­ро­лев­ский ба­лет; 2011, Моск. му­зы­каль­ный те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко).

В то же вре­мя Н. раз­ви­ва­ет тра­ди­ции бес­сю­жет­но­го, т. н. сим­фо­ни­чес­ко­го, ба­ле­та. Соз­дал хо­рео­гра­фич. вер­сии боль­шин­ст­ва сим­фо­ний Г. Ма­ле­ра, ба­ле­ты на му­зы­ку И. С. Ба­ха («Стра­сти по Мат­фею», 1981; «Маг­ни­фи­кат», 1987), В. А. Мо­цар­та («Ок­но в мир Мо­цар­та», 1991), Г. Ген­де­ля («Мес­сия», 1999) и др.

С юно­сти ин­те­ре­су­ясь ис­то­ри­ей Рус­ских се­зо­нов С. П. Дя­ги­ле­ва, Н. стал од­ним из круп­ней­ших кол­лек­цио­не­ров свя­зан­ных с ни­ми ар­те­фак­тов. Соз­дал собств. вер­сии спек­так­лей из ре­пер­туа­ра труп­пы Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва [«Даф­нис и Хлоя» М. Ра­ве­ля; «По­це­луй феи», «Вес­на свя­щен­ная» и «Жар-пти­ца» (все 1972), «Пет­руш­ка» (1982) И. Ф. Стра­вин­ско­го; «Па­виль­он Ар­ми­ды» Н. Н. Че­реп­ни­на (2009)], а так­же по­свя­тил В. Ф. Ни­жин­ско­му ба­ле­ты «Вац­лав» на му­зы­ку А. Г. Шнит­ке (1979), «Ни­жин­ский» на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на, Р. Шу­ма­на, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (2000).

Вы­сту­па­ет так­же как опер­ный ре­жис­сёр. В 1978 соз­дал и воз­гла­вил шко­лу Гам­бург­ско­го ба­ле­та.

Лит.: Koegler H. J. Neumeier unterwegs. Darm­stadt, 1972; idem. J. Neumeier: Bilder eines Lebens. Hamb., 2010; Maack R. Tanz in Ham­burg: von M. Wigman bis J. Neumeier. Hamb., 1975; Zehn Jahre J. Neumeier und das Ham­burger Ballett, 1973–1983. Hamb., 1983; Ba­de­kow H. My favourite pictures for John: Pho­to­graphien 1975–1998. Hamb., 1998; Poletti S. J. Neu­meier. Palermo, 2004.

Вернуться к началу