Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКУ́ЛИНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 35-36

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Н. А. Никулина (Варвара) и К. Н. Рыбаков (Кудряш) в пьесе «Гроза» А. Н. Островского.

НИКУ́ЛИНА (по му­жу Дмит­рие­ва) На­де­ж­да Алек­се­ев­на [12(24).8.1845, Мо­ск­ва – 5.7.1923, там же], рос. ак­три­са. В 1863 окон­чи­ла Моск. те­ат­раль­ную шко­лу (педагог И. В. Са­ма­ри­н) и бы­ла при­нята в труп­пу Ма­ло­го те­ат­ра, где вы­хо­ди­ла на сце­ну ещё уче­ни­цей. Ра­но об­на­ру­жи­ла ко­ме­дий­ное да­ро­ва­ние, на­пол­ня­ла ро­ли за­ра­зи­тель­ной ве­сё­ло­стью, не­под­дель­ной на­ив­но­стью, лу­ка­вой жен­ст­вен­но­стью. Твор­че­ст­во Н. вы­со­ко оце­нил А. Н. Ост­ров­ский, соз­дав для неё роль Ве­роч­ки в пье­се «Шут­ни­ки» (1864). В даль­ней­шем дра­ма­тург на­зна­чал Н. ро­ли поч­ти в ка­ж­дой но­вой пье­се и сам про­хо­дил их с ней: ца­ри­ца Ан­на («Ва­си­ли­са Ме­лен­ть­е­ва»), Ле­бёд­ки­на («Позд­няя лю­бовь»), Ку­па­ва («Сне­гу­роч­ка»), По­ли­ксе­на («Прав­да – хо­ро­шо, а сча­стье луч­ше»), Со­фья («Не­воль­ни­цы»), Смель­ская («Та­лан­ты и по­клон­ни­ки»), Ко­рин­ки­на («Без ви­ны ви­но­ва­тые») и др. Боль­шое зна­че­ние для твор­че­ст­ва Н. име­ла роль Вар­ва­ры («Гро­за»), в ко­то­рой яр­кая пе­ре­да­ча бы­то­во­го ко­ло­ри­та со­че­та­лась с пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­но­стью. Под­лин­ность чувств и са­ти­ра, жен­ское оча­ро­ва­ние и без­за­стен­чи­вый рас­чёт при­чуд­ли­во пе­ре­пле­лись в наи­бо­лее пол­но рас­крыв­шем та­лант Н. об­ра­зе Гла­фи­ры («Вол­ки и ов­цы»). Гра­ци­ей и ко­миз­мом бы­ли от­ме­че­ны ро­ли в зап. ре­пер­туа­ре, осо­бен­но в ко­ме­ди­ях Моль­е­ра: Ма­ри­ан­на и До­ри­на («Тар­тюф»), Фро­зи­на («Ску­пой») и др. С сер. 1870-х гг. Н. иг­ра­ла т. н. ис­пор­чен­ных жен­щин, не­воль­но вно­ся в эти об­ра­зы свой­ст­вен­ную ей чис­то­ту, на­ив­ность (Диа­на в ко­ме­дии С. Мо­зен­та­ля «Лю­бовь про­ща­ет всё»). Зна­чит. дос­ти­же­ния­ми ста­ли ро­ли Ли­поч­ки («Ли­поч­ка» В. П. Ост­ро­гор­ско­го), Ве­ры («Где тон­ко, там и рвёт­ся» И. С. Тур­ге­не­ва), при­жи­вал­ки («Ос­кол­ки ми­нув­ше­го» И. Н. Ге), позд­нее – Ан­ны Ан­д­ре­ев­ны («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Ма­мае­вой и Гур­мыж­ской («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» и «Лес» Ост­ров­ско­го), Тол­бу­хи­ной («Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го) и др. С 1914 по со­стоя­нию здо­ро­вья не уча­ст­во­ва­ла в спек­так­лях, но чис­ли­лась в труп­пе до кон­ца жиз­ни.

Вернуться к началу