Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 366

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Утилов
В. Ли и К. Гейбл в фильме «Унесённые ветром». 1939.

ЛИ (Leigh) Вивь­ен (псевд.; наст. имя и фам. Ви­ви­ан Мэ­ри Харт­ли, Hartley) (5.11.1913, Дард­жи­линг, Ин­дия – 8.7.1967, Лон­дон), англ. ак­три­са. В 1931 по­сту­пи­ла в Ко­ро­лев­скую ака­де­мию дра­ма­тич. иск-ва (Лон­дон). Пре­рвав за­ня­тия в 1932 по­сле за­му­же­ст­ва (имя му­жа – юри­ста Ли Хол­ма­на – ста­ло псев­до­ни­мом Ли) и ро­ж­де­ния до­че­ри, в 1934–35 сня­лась в не­сколь­ких ма­ло­бюд­жет­ных филь­мах. По­сле сен­са­ци­он­но­го ус­пе­ха в ро­ли Ан­ри­етт в пье­се «Мас­ка доб­ро­де­те­ли» К. Штерн­хей­ма (те­атр «Ам­бас­са­дор», Лон­дон, 1935) за­клю­чи­ла кон­тракт с А. Кор­дой. В 1936 сыг­ра­ла с Л. Оли­вье (муж Ли с 1940) в ис­то­ри­ко-пат­рио­тич. ф. «Пла­мя над Анг­ли­ей»; роль Син­тии от­кры­ла осн. те­мы твор­че­ст­ва ак­три­сы – об­ре­чён­ность вы­со­ко­го чув­ст­ва, пре­дан­ность и жерт­вен­ность жен­щи­ны в ми­ре жи­тей­ской про­зы и при­спо­соб­лен­че­ст­ва. Ми­ро­вое при­зна­ние при­нес­ла ей роль Скар­летт О’Хары в амер. ф. «Уне­сён­ные вет­ром» (1939, пр. «Ос­кар»). Эмо­цио­наль­ный на­кал и глу­би­на про­ник­но­ве­ния в об­раз, бо­гат­ст­во и яр­кость пси­хо­ло­гич. ню­ан­сов по­зво­ли­ли Ли с ред­кой для ки­не­ма­то­гра­фа 1930-х гг. убе­ди­тель­но­стью пе­ре­дать кар­ти­ну внутр. опус­то­ше­ния и ги­бе­ли ил­лю­зий эгои­стич­ной ге­рои­ни. Ли­ри­ко-дра­ма­тич. дар Ли с осо­бой си­лой рас­крыл­ся в филь­мах «21 день», «Мост Ва­тер­лоо», «Ле­ди Га­миль­тон», «Це­зарь и Кле­о­пат­ра», «Ан­на Ка­ре­ни­на». Те­ма оди­но­че­ст­ва в без­ду­хов­ном ми­ре до­ми­ни­ро­ва­ла в ро­лях Бланш Дю­буа («Трам­вай "Же­ла­ние"», пр. «Ос­кар», пр. Мкф в Ве­не­ции), Мэ­ри Тре­ду­элл («Ко­рабль глуп­цов»), Ка­рен Сто­ун («Рим­ская вес­на мис­сис Сто­ун»).

В те­че­ние 20 лет вы­сту­па­ла на англ. сце­не в ду­эте с Л. Оли­вье. Сре­ди луч­ших те­ат­раль­ных ро­лей: Джен­ни­фер Дю­бе­да («Врач пе­ред ди­лем­мой» Б. Шоу), Са­би­на («На во­ло­сок от ги­бе­ли» Т. Уайл­де­ра), ле­ди Тизл («Шко­ла зло­сло­вия» Р. Б. Ше­ри­да­на), Ан­ти­го­на («Ан­ти­го­на» Ж. Ануя), Бланш Дю­буа («Трам­вай "Же­ла­ние"» Т. Уиль­ям­са). В 1950-е гг., во­пре­ки про­грес­си­рую­щей бо­лез­ни (ту­бер­ку­лёз и нерв­ное ис­то­ще­ние), Ли дос­тиг­ла наи­выс­ше­го творч. подъ­ё­ма, сыг­рав Кле­о­пат­ру («Це­зарь и Кле­о­пат­ра» Шоу, «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра» У. Шек­спи­ра) в Лон­до­не и на Брод­вее, а за­тем Вио­лу, ле­ди Мак­бет и Ла­ви­нию («Две­на­дца­тая ночь», «Мак­бет», «Тит Ан­д­ро­ник» Шек­спи­ра) в шек­спи­ров­ский се­зон 1955 в Страт­форд-апон-Эй­во­не. По­сле раз­во­да с Оли­вье Ли в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. про­дол­жа­ла с ус­пе­хом вы­сту­пать на сце­не в пье­сах Ж. Жи­роду (Пао­ла – «По­еди­нок ан­ге­лов») и Ж. Фей­до (Лу­лу Д’Арвиль – «Зай­мись Аме­ли­ей», в пер. Н. Коу­ар­да – «Ищи Лу­лу»). В 1962 во гла­ве од­ной из трупп те­ат­ра «Олд Вик» га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в Ав­ст­ра­лии (Мар­га­ри­та Го­тье – «Да­ма с ка­ме­лия­ми» А. Дю­ма-сы­на, и др.). В 1966 на Брод­вее сыг­ра­ла Ан­ну Пет­ров­ну («Ива­нов» А. П. Че­хо­ва, пост. Дж. Гил­гу­да).

Лит.: Barker F. The Oliviers. L., 1953; Ro­byns G. Light of a star: V. Leigh. L., 1968; Vic­kers H. V. Leigh. L., 1988; Ути­лов В. В. Ли. М., 1992; Capua M. V. Leigh: a biography. Jef­ferson, 2003.

Вернуться к началу