Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́НДЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 657

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Фото М. М. Логвинова Сцена из балета «Этюды» на музыку К. Черни. Хореограф Х. Ландер. Мариинский театр.

ЛА́НДЕР, Лан­нер (Lander) Ха­ральд [наст. имя и фам. Альф­ред Берн­хардт Стев­нс­борг (Stevnsborg)] (25.2.1905, Ко­пен­га­ген – 14.9.1971, там же), дат. ар­тист бале­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. С 1913 учил­ся в шко­ле Дат­ско­го ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та, в труп­пе с 1923, вы­сту­пал как ха­рак­тер­ный тан­цов­щик. В 1926–27 изу­чал в СССР рус. тан­цы, в 1927–29 учил­ся в США у М. М. Фо­ки­на, зна­ко­мил­ся с нар. тан­ца­ми в Мек­си­ке. С 1929 со­лист Дат. ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та; в 1931 воз­гла­вил этот кол­лек­тив. Дея­тель­ность Л., ак­тив­но при­вле­кав­ше­го к ра­бо­те ве­ду­щих ба­лет­мей­сте­ров и пе­да­го­гов из др. стран, по­мог­ла дат. ба­ле­ту вый­ти из изо­ля­ции, в ко­то­рой он на­хо­дил­ся в те­че­ние не­сколь­ких де­ся­ти­ле­тий. Соз­да­вая спек­так­ли на нац. сю­же­ты с нар. тан­ца­ми, Л. раз­ви­вал и об­нов­лял тра­ди­цию дат. ба­лет­но­го те­ат­ра. В то же вре­мя глу­бо­кое зна­ние клас­сич. тан­ца по­мог­ло ба­лет­мей­сте­ру по-но­во­му ис­поль­зо­вать его в луч­ших сво­их ба­ле­тах. Сре­ди по­ста­но­вок: «Диа­на» и «Фут­бол» на муз. Ф. Пу­лен­ка (оба 1932), «Вес­на» на муз. Э. Гри­га, «Зем­ля обе­то­ван­ная» и «Кар­тси­лу­ни» К. Ри­са­ге­ра (все 1942), «Этю­ды» на муз. К. Чер­ни (1948, в даль­ней­шем ба­лет во­шёл в ре­пер­ту­ар ве­ду­щих те­ат­ров ми­ра). В 1932–51 так­же ру­ко­во­дил шко­лой Дат. ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та. С 1951 при­гла­шён­ный хо­рео­граф Па­риж­ской опе­ры. С 1953 пре­по­да­вал в шко­ле Па­риж­ской опе­ры, в 1956–57 и в 1959–63 её ру­ко­во­ди­тель. Од­но­вре­мен­но ра­бо­тал в ФРГ, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ав­ст­рии, Фин­лян­дии, Ита­лии, Бра­зи­лии, ста­вил ба­ле­ты А. Бур­нон­ви­ля и соб­ст­вен­ные: «Вес­на в Ве­не» на муз. Ф. Шу­бер­та (1954), «Vita Eterna» на муз. А. Двор­жа­ка (1958), «Яра» на муз. Э. Ви­ла-Ло­бо­са (1960) и др. В 1964 соз­дал сту­дию в Па­ри­же.

Лит.: Fridericia A. H. Lander og hans bellet­ter. Kbh., 1951; Schønberg B. H. Lander i Pa­ris. Kbh., 1952; Aschengreen E. Etudes. Kbh., 1970; idem. Mester: historien om H. Lan­der. Kbh., 2005.

Вернуться к началу