Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРУ́ТИКОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 133

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Кошкин

КРУ́ТИКОВ Пётр Силь­ве­ст­ро­вич (1861, Ки­ев – ?), рос. ар­тист цир­ка, ан­тре­пре­нёр. Сын ген.-май­о­ра, К. окон­чил юри­дич. ф-т ун-та Св. Вла­ди­ми­ра в Кие­ве. Слу­жил в кан­це­ля­рии Ки­ев­ско­го, Во­лын­ско­го и По­доль­ско­го ген.-гу­бер­на­то­ра, позд­нее – в Ки­ев­ской су­деб­ной па­ла­те. В 1890 ос­та­вил служ­бу ра­ди проф. за­ня­тий вы­езд­кой и дрес­си­ров­кой ло­ша­дей, ко­то­ры­ми с дет­ст­ва ув­ле­кал­ся как лю­би­тель. В том же го­ду по об­раз­цу па­риж­ско­го цир­ка Мо­лье по­стро­ил в Кие­ве кры­тое зда­ние ма­не­жа с ко­нюш­ней и зри­тель­ным за­лом на 200 мест. Из отд. кон­ных но­ме­ров К. соз­да­вал пред­став­ле­ния, в ко­то­рых ло­ша­ди не толь­ко вы­сту­па­ли в ка­че­ст­ве ар­ти­стов (ка­та­лись на боч­ке, хо­ди­ли по гор­лыш­кам де­рев. бу­ты­лок, по эла­стич­но­му бру­су, скла­ды­ва­ли из букв сло­ва и т. д.), но и вы­пол­ня­ли функ­ции цир­ко­вой при­слу­ги (раз­но­си­ли зри­те­лям про­грам­мки, зво­ни­ли в ко­ло­коль­чик, со­зы­вая пуб­ли­ку, и т. п.). По­ми­мо соль­ных но­ме­ров К. де­мон­ст­ри­ро­вал груп­по­вую ра­бо­ту ло­ша­дей «на сво­бо­де», управ­ляя ими лишь взма­хом пер­чат­ки. Сре­ди уни­каль­ных дос­ти­же­ний дрес­си­ров­ки – но­мер с трой­кой: К. си­дел на ко­рен­ни­ке, а по бо­кам без сё­дел и по­водь­ев син­хрон­но с ним дви­же­ния вы­пол­ня­ли две «при­стяж­ные». К. ис­поль­зо­вал гу­ман­ный ме­тод дрес­сиров­ки, ис­хо­дя из осо­бен­но­стей ха­ракте­ров и при­вы­чек жи­вот­ных. В 1897 с ус­пе­хом га­ст­ро­ли­ро­вал в Па­ри­же, за­тем в Мо­ск­ве, Одес­се, С.-Пе­тер­бур­ге. В 1903 по­стро­ил в Кие­ве ка­мен­ное зда­ние цир­ка «Гип­по-Па­лас» (арх. Э. П. Брадт­ман) с за­лом на 2000 мест, при­знан­ное од­ним из луч­ших цир­ко­вых по­ме­ще­ний в Ев­ро­пе. Но­вей­шее тех­нич. обо­ру­до­ва­ние по­зво­ля­ло транс­фор­ми­ро­вать аре­ну в кон­церт­ный зал, где вы­сту­па­ли зна­ме­ни­тые га­ст­ро­лё­ры: Р. Труц­ци, Ф. И. Ша­ля­пин, Л. В. Со­би­нов, Т. Руф­фо, В. В. Мая­ков­ский и др. (осе­нью 1941 зда­ние взо­рва­но). К. ра­бо­тал толь­ко с ло­шадь­ми рус. по­род, вы­дрес­си­ро­ван­ных жи­вот­ных про­да­вал в др. цир­ки в Рос­сии и за ру­бе­жом. По­сле 1917 эмиг­ри­ро­вал в Ита­лию.

Лит.: Ро­ма­нов­ский ДС. Лю­би­тель­ский цирк П. С. Кру­ти­ко­ва. К., 1897; Saltarino S. Das Artistentum und seine Geschichte. Offenbach am Main, 1971; Кош­кин В. Кон­ный цирк. М., 2004; Дмит­ри­ев ЮА. Цирк в Рос­сии: от ис­то­ков до 2000 г. М., 2004; Ры­ба­ков МА. Ки­ев­ский цирк: лю­ди, со­бы­тия, судь­бы. К., 2006.

Вернуться к началу