Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОБРЖА́НСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 152-153

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Л. И. Добржанская в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром». 1975.

ДОБРЖА́НСКАЯ Лю­бовь Ива­нов­на (24.12.1908, по др. све­де­ни­ям, 1906, Ки­ев – 3.11.1980, Мо­ск­ва), рос. ак­три­са, нар. арт. СССР (1965). В 1924 окон­чи­ла сту­дию при Рус. дра­ма­тич. те­ат­ре в Кие­ве и всту­пи­ла в труп­пу это­го те­ат­ра. В 1933 ста­ла пер­вой ис­пол­ни­тель­ни­цей ро­ли Ко­мис­са­ра в «Оп­ти­ми­сти­че­ской тра­ге­дии» В. В. Виш­нев­ско­го (1-я ред.). Уча­ст­во­ва­ла в га­ст­роль­ных спек­так­лях П. Н. Ор­ле­не­ва (в ан­самб­ле с ним иг­ра­ла Ду­ню в «Пре­сту­п­ле­нии и на­ка­за­нии» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му, ца­ри­цу Ири­ну в «Ца­ре Фё­до­ре Ио­ан­но­ви­че» А. К. Тол­сто­го, и др.) и С. Л. Куз­не­цо­ва. С 1934 в ЦТКА (с 1951 ЦТСА). Иг­ра Д. от­ли­ча­лась раз­но­об­ра­зи­ем кра­сок, скру­пу­лёз­но вы­ве­рен­ным ост­рым сце­нич. ри­сун­ком. Со­бы­тия­ми те­ат­раль­ной жиз­ни ста­ли ро­ли Ка­та­ри­ны («Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» У. Шек­спи­ра) и Шу­ры Аза­ро­вой («Дав­ным-дав­но» А. К. Глад­ко­ва). Сре­ди др. ро­лей: Тать­я­на, Ра­шель («Ме­ща­не», «Вас­са Же­лез­но­ва» М. Горь­ко­го), ле­ди Га­миль­тон («Флаг ад­ми­рала» А. П. Штей­на, Гос. пр. СССР, 1950), Эми­лия Мар­ти («Сред­ст­во Мак­ро­пу­ло­са» К. Ча­пе­ка), Ан­на Ан­д­ре­ев­на («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), мис­сис Уор­рен («Про­фес­сия мис­сис Уор­рен» Б. Шоу), Ра­нев­ская («Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва), Ва­си­лу­ца, тё­туш­ка Ру­ца («Ка­са ма­ре», «Пти­цы на­шей мо­ло­до­сти» И. Дру­цэ) и др. Уча­ст­во­ва­ла в спек­так­лях Моск. дра­ма­тич. те­ат­ра им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го (Тол­го­най – «Ма­те­рин­ское по­ле» по Ч. Айт­ма­то­ву), моск. те­ат­ра «Со­вре­мен­ник» (Ай­ша-Апа – «Вос­хо­ж­де­ние на Фуд­зия­му» Айт­ма­то­ва и К. Му­ха­мед­жа­но­ва, Ста­ру­ха – «Эше­лон» М. М. Ро­щи­на). Де­бю­ти­ро­ва­ла в ки­но в 1952 в филь­ме-спек­так­ле «Учи­тель тан­цев» (Фе­ли­сиа­на), соз­дав об­раз, пол­ный юмо­ра, изя­ще­ст­ва и внутр. си­лы. Пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­ность от­ли­ча­ла ра­бо­ты Д. в ф. «Бе­ре­гись ав­то­мо­би­ля», т/ф «Иро­ния судь­бы, или С лёг­ким па­ром». Под­лин­ным от­кры­ти­ем ста­ла тра­ги­ко­мич. роль Ба­бу­лень­ки в эк­ра­ни­за­ции ро­ма­на Дос­то­ев­ско­го «Иг­рок». Глу­бо­кое дра­ма­тич. да­ро­ва­ние Д. рас­кры­лось в филь­ме А. В. Эф­ро­са «В чет­верг и боль­ше ни­ко­гда». На­гра­ж­де­на ор­де­ном Ле­ни­на.

Лит.: Дзю­бин­ская О. Л. И. До­б­ржан­ская. М., 1965.

Вернуться к началу