Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДА́ЛЬСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 266

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. В. Дальский – Гамлет в одноимённой трагедии У. Шекспира.

ДА́ЛЬСКИЙ (псевд.; наст. фам. Не­елов) Ма­монт (Ма­мант) Вик­то­ро­вич [2(14).9.1865, Кан­те­ми­ров­ка Харь­ков­ской губ. – 8(21).6.1918, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр. Учил­ся в Харь­ков­ском ун-те (ушёл со 2-го кур­са), с 1885 в те­че­ние 4 лет иг­рал в теат­рах Виль­ны, Рос­то­ва, Но­во­чер­кас­ска. По­сле три­ум­фаль­но­го вы­сту­п­ле­ния в ро­ли Дон Кар­ло­са («Дон Кар­лос» Ф. Шил­ле­ра) в Мо­ск­ве (1889, Те­атр Е. Н. Го­ре­вой) в 1890 был за­чис­лен в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ский те­атр в ви­де ис­клю­че­ния без де­бю­та. Уво­лен­ный в 1900 вслед­ст­вие кон­флик­та с труп­пой, пе­ре­шёл на по­ло­же­ние га­ст­ро­лё­ра; вы­сту­пал в разл. про­винц. и сто­лич­ных те­ат­рах, ино­гда ор­га­ни­зо­вы­вал собств. га­ст­роль­ные ан­тре­при­зы. Про­ти­во­пос­тав­лял своё ис­кус­ст­во сце­нич. ан­самб­лю, не при­зна­вал ре­жис­сёр­ско­го ру­ко­во­дства. Об­ла­дая иде­аль­ны­ми внеш­ни­ми дан­ны­ми (строй­ная гиб­кая фи­гу­ра, кра­си­вый силь­ный го­лос, вла­ст­ный жест), объ­е­ди­нил тра­диц. ам­п­луа «ге­роя» и чер­ты «нев­ра­сте­ни­ка» но­во­го вре­ме­ни. Иг­ра Д. от­ли­ча­лась сти­хий­ным тем­пе­ра­мен­том и в то же вре­мя про­сто­той, ес­те­ст­вен­но­стью, за­ду­шев­но­стью то­на. Осо­бен­но близ­ки да­ро­ва­нию Д. бы­ли ге­рои, ис­пол­нен­ные силь­ных, не­обуз­дан­ных стра­стей, го­ни­мые об­ще­ст­вом и всту­паю­щие с ним в не­при­ми­ри­мый кон­фликт. Сре­ди луч­ших ро­лей: Гам­лет, Отел­ло («Гам­лет», «Отел­ло» У. Шек­спи­ра), Карл Мо­ор («Раз­бой­ни­ки» Шил­ле­ра), Са­мо­зва­нец («Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на), Чац­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Ро­го­жин («Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Жа­дов, Не­зна­мов («До­ход­ное ме­сто», «Без ви­ны ви­но­ва­тые» А. Н. Ост­ров­ско­го), Ури­ель Ако­ста («Ури­ель Ако­ста» К. Гуц­ко­ва), Кин («Кин, или Ге­ний и бес­пут­ст­во» А. Дю­ма-от­ца). Д. сыг­рал зна­чит. роль в раз­ви­тии сце­нич. мас­тер­ст­ва Ф. И. Ша­ля­пи­на, за­ни­ма­ясь с на­чи­наю­щим пев­цом дра­ма­тич. ис­кус­ст­вом.

Лит.: Юрь­ев ЮМ. За­пис­ки. Л.; М., 1963. Т. 1–2; Ку­гель АР. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. Л., 1967; Ша­ля­пин ФИ. Мас­ка и ду­ша. М., 2005.

Вернуться к началу