Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАЛМА́ТОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 257

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




В. П. Далматов – Кречинский («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина).

ДАЛМА́ТОВ (псевд.; наст. фам. Лу­чич) Ва­си­лий Пан­те­лей­мо­но­вич [1(13).8.1852 (по др. све­де­ни­ям, 1845), Одес­са – 14 (27).2.1912, С.-Пе­тер­бург], рос. ак­тёр. Из древ­не­го дал­мат­ско­го ро­да Лу­чи­чей. Учил­ся в Ри­шель­ев­ском ли­цее и Ре­фор­мат­ском уч-ще в Одес­се, за­кон­чил об­ра­зо­ва­ние в Трие­сте (Ита­лия). Ак­тёр­скую дея­тель­ность на­чал в про­вин­ции. В 1873–1876 в Моск. об­ще­дос­туп­ном те­ат­ре: Фер­ди­нанд («Ко­вар­ст­во и лю­бовь»), Карл Мо­ор («Раз­бой­ни­ки») Ф. Шил­ле­ра. В се­зон 1880/81 в Москве ра­бо­тал в Пуш­кин­ском те­ат­ре А. А. Брен­ко, в 1882 пе­ре­шёл в Те­атр Ф. А. Кор­ша (в пер­вом спек­так­ле это­го те­ат­ра – «Ре­ви­зор» Н. В. Гоголя – сыг­рал Хле­ста­ко­ва). В 1884–94 и с 1901 в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре. В 1895 был од­ним из ос­но­ва­те­лей те­ат­ра Лит.-ху­дож. круж­ка (пе­терб. Ма­ло­го, или Су­во­рин­ско­го, те­ат­ра). В шек­спи­ров­ском ре­пер­туа­ре (Гам­лет, Мак­бет, Ко­роль Лир) вы­со­кая сце­нич. куль­ту­ра, фи­ли­гран­но раз­ра­бо­тан­ный ри­су­нок ро­ли не­ред­ко ком­пен­си­ро­ва­ли не­дос­та­ток эмо­цио­наль­но­сти. Сре­ди луч­ших тра­ге­дий­ных ро­лей ак­тё­ра – Ио­анн («Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» А. К. Тол­сто­го). Ис­тин­ной сти­хи­ей Д. бы­ли об­ра­зы фа­тов, про­жи­га­те­лей жиз­ни и аван­тю­ри­стов. С изя­ще­ст­вом, лёг­ко­стью, изо­щрён­ным мас­тер­ст­вом, тон­ким юмо­ром он иг­рал Аги­ши­на («Же­нить­ба Бе­лу­ги­на» А. Н. Ост­ров­ско­го и Н. Я. Со­ловь­ё­ва), Те­ля­те­ва («Бе­ше­ные день­ги» Ост­ров­ско­го), Звез­дин­це­ва («Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го) и в осо­бен­но­сти Кре­чин­ско­го («Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на). Ав­тор пьес, шед­ших на сце­нах Алек­сан­д­рин­ско­го и др. те­ат­ров («Бес ко­ры­сти опу­тал», 1882; «Труд и ка­пи­тал», 1883; «Об­ла­ва», 1891, и др.), а так­же фель­е­то­нов, рас­ска­зов и по­вес­тей из те­ат­раль­ной жиз­ни.

Соч.: Со­чи­не­ния. Пье­сы. СПб., 1891; По ту сто­ро­ну ку­лис. Те­ат­раль­ные очер­ки. СПб., 1908. Т. 1.

Лит.: Ми­хай­лов КН. В. П. Дал­ма­тов. СПб., 1914; Юрь­ев ЮМ. За­пис­ки. Л.; М., 1963. Т. 1–2; Ку­гель АР. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. Л., 1967.

Вернуться к началу