Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАВЫ́ДОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




В. Н. Давыдов – Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова).

ДАВЫ́ДОВ Вла­ди­мир Ни­ко­лае­вич (наст. имя и фам. Иван Ни­ко­лае­вич Го­ре­лов) [7(19).1.1849, Но­во­мир­го­род – 23.6.1925, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, нар. арт. Рес­пуб­ли­ки (1922). Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей рус. реа­лиз­ма, раз­ви­вал тра­ди­ции щеп­кин­ской шко­лы. Учил­ся у ак­тё­ра Ма­ло­го те­ат­ра И. В. Са­ма­ри­на. В 1867–80 иг­рал в про­вин­ции, в осн. в ан­тре­при­зе П. М. Мед­ве­де­ва. Вы­сту­пал в раз­ных жан­рах – от тра­ге­дии до опе­рет­ты, бла­го­да­ря че­му вы­ра­бо­тал гиб­кую и раз­но­об­раз­ную ак­тёр­скую тех­ни­ку. В 1880–1924 в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре (в 1886–88 в те­ат­ре Ф. А. Кор­ша в Мо­ск­ве), с 1924 ак­тёр Ма­ло­го те­ат­ра. Вир­ту­оз­ная тех­ни­ка пе­ре­во­пло­ще­ния со­че­та­лась у Д. с ор­га­нич. чув­ст­вом жиз­нен­ной прав­ды, тон­ким вку­сом, ху­дож. так­том. Выс­шие дос­ти­же­ния ар­ти­ста свя­за­ны с рус. клас­си­кой: Фа­му­сов («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Рас­плю­ев («Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на), Го­род­ни­чий («Ре­ви­зор»), Под­ко­лё­син и Коч­ка­рёв («Же­нить­ба») Н. В. Го­го­ля, Ку­зов­кин («На­хлеб­ник» И. С. Тур­ге­не­ва), Аким и Мит­рич («Власть тьмы» Л. Н. Тол­сто­го). Сыг­рал св. 80 ро­лей в про­из­ве­де­ни­ях А. Н. Ост­ров­ско­го, ко­то­рый вы­со­ко це­нил его та­лант и сам по­ру­чал ро­ли в сво­их пье­сах (Хлы­нов – «Го­ря­чее серд­це», Баль­за­ми­нов – «Празд­нич­ный сон – до обе­да», Под­ха­лю­зин – «Свои лю­ди – со­чтём­ся», Кар­ку­нов – «Серд­це – не ка­мень» и др.). Д. од­ним из пер­вых сре­ди рус. ак­тё­ров при­бли­зил­ся к эс­те­ти­ке А. П. Че­хо­ва – ещё до от­кры­тия МХТ. Со­че­тал уме­ние круп­но, мас­штаб­но ха­рак­те­ри­зовать сце­нич. ге­роя с тон­кой пси­хо­ло­гич. ню­ан­си­ров­кой: Ива­нов («Ива­нов»), Фирс («Виш­нё­вый сад»), Че­бу­ты­кин («Три се­ст­ры»). Сре­ди луч­ших ро­лей: Гар­па­гон («Ску­пой» Моль­е­ра), Шей­лок («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец») и Фаль­стаф («Винд­зор­ские про­каз­ни­цы», обе – У. Шек­спир). Об­ла­дая ред­ки­ми го­ло­со­вы­ми дан­ны­ми, в со­вер­шен­ст­ве ов­ла­дев мас­тер­ст­вом сце­нич. ре­чи, Д. при­да­вал сло­ву дра­ма­тур­га но­вые, час­то не­ожи­дан­ные от­тен­ки. За­ло­жил тра­ди­ции ре­че­вой ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рым в даль­ней­шем сле­до­ва­ло не од­но по­ко­ле­ние ак­тё­ров. С 1883 пре­по­да­вал в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще. Сре­ди уче­ни­ков: В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ская, Н. Н. Хо­до­тов, Л. С. Вивь­ен, В. Л. Юре­не­ва, К. А. Зу­бов.

Соч.: Рас­сказ о про­шлом. Л.; М., 1962.

Лит.: Брян­ский А. В. Н. Да­вы­дов. Жизнь и твор­че­ст­во. Л.; М., 1939; Вивь­ен ЛС. В. Н. Да­вы­дов и его шко­ла // За­пис­ки о те­ат­ре. Л.; М., 1958; Юрь­ев ЮМ. За­пис­ки. Л.; М., 1963. Т. 1–2.

Вернуться к началу