Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕРО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 265

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева
Клерон в роли Идаме («Китайский сирота» Вольтера). Гравюра по рисунку Леклерка.

КЛЕРО́Н (Clairon) (наст. имя и фам. Клер Жо­зеф Ле­рис, Leris; са­ма К. на­зы­ва­ла се­бя Клер Ип­по­лит Ле­рис де Ла­тюд, Le­ris de La Tude; впо­след­ст­вии сло­жил­ся псевд. Ип­по­ли­та Кле­рон) (25.1.1723, Кон­де-сюр-лʼЭско – 29.1.1803, Па­риж), франц. ак­три­са. Дочь сер­жан­та и ло­доч­ни­цы. Де­бю­ти­ро­ва­ла в «Ко­ме­ди Италь­енн» (Па­риж) в 1736. В том же го­ду была при­гла­ше­на в Ру­ан, где ра­бо­та­ла 4 го­да; за­тем иг­ра­ла в Лил­ле, Дюн­кер­ке и др. С мар­та 1743 в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца (Па­риж). В 1743 К. с ог­ром­ным ус­пе­хом де­бю­ти­ро­ва­ла в «Ко­ме­ди Фран­сез», сыг­рав Фед­ру в од­но­им. тра­ге­дии Ж. Ра­си­на (что по­зво­ли­ло ей че­рез ме­сяц стать пай­щи­цей пер­во­го гос. те­ат­ра Фран­ции). Не­при­ми­ри­мая со­пер­ни­ца Дю­ме­ниль, од­на из круп­ней­ших ак­трис сво­его вре­ме­ни; ис­пы­тав влия­ние Воль­те­ра и А. Л. Ле­ке­на, К. уча­ст­во­ва­ла в ре­фор­ме сце­нич. сти­ля «Ко­ме­ди Фран­сез». От­ли­ча­лась не­обык­но­вен­ной тща­тель­но­стью в ра­бо­те над ка­ж­дым сти­хом, ин­то­на­ци­ей, жес­том. Вы­страи­вая ри­су­нок ро­ли, учи­ты­ва­ла пси­хо­ло­гию и ин­ди­ви­ду­аль­ность ге­рои­ни, что раз­ру­ша­ло ус­то­яв­шие­ся штам­пы фор­маль­ной ме­ло­дич. ин­то­на­ции при ис­пол­не­нии клас­си­ци­стич. тра­ге­дий. Ре­фор­ми­ро­ва­ла сце­нич. кос­тюм и грим, вне­ся в них ис­то­рич., эт­но­гра­фич. и пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ки. Луч­шие ро­ли сыг­ра­ла в тра­ге­ди­ях Воль­те­ра: Элек­тра («Орест»), Ида­ме («Ки­тай­ский си­ро­та»), Аме­наи­да («Тан­кред»). Д. Дид­ро вос­пел её иск-во в диа­ло­ге «Па­ра­докс об ак­тё­ре» («Paradoxe sur le comédien», 1773–78, изд. 1830). На про­тя­же­нии всей жиз­ни К. бо­ро­лась за со­ци­аль­ные пра­ва и по­ло­же­ние ак­тё­ров. Уй­дя со сце­ны в 1766, за­ни­ма­лась пе­да­го­гич. дея­тель­но­стью.

Соч.: Memoire et reflexions sur lʼart drama­ti­que. P., 1799.

Лит.: Goncourt Ed. Mademoiselle Clairon. P., 1890; Ис­то­рия за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го те­ат­ра. М., 1957. Т. 2; Jaubert J. Mademoiselle Clai­ron: comédienne du roi. P., 2003; Ис­то­рия за­ру­беж­но­го те­ат­ра. СПб., 2005.

Вернуться к началу