Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТА́НЕЦ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТА́НЕЦ, ис­то­ри­ч­е­ски сло­жив­шая­ся, упо­ря­до­чен­ная сис­те­ма тан­це­валь­ных дви­же­ний, ко­то­рая фор­ми­ро­ва­лась на про­тя­же­нии мн. ве­ков и у мн. на­ро­дов, од­но из глав­ных вы­ра­зи­тель­ных средств ба­лет­но­го иск-ва. По оп­ре­де­ле­нию тео­ре­ти­ка хо­ре­ог­ра­фич. иск-ва Л. Д. Блок, «клас­си­че­ский та­нец – сис­те­ма ху­дож. мыш­ле­ния, оформ­ляю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность дви­же­ний, при­су­щих тан­це­валь­ным про­яв­ле­ни­ям че­ло­ве­ка на разл. ста­ди­ях куль­ту­ры. В клас­си­чес­ком тан­це эти дви­же­ния вхо­дят не в эм­пи­ри­че­ски дан­ной фор­ме, а в аб­ст­ра­ги­ро­ван­ном до фор­му­лы ви­де». Тер­мин «К. т.» воз­ник в кон. 19 в. в ре­зуль­та­те обо­соб­ле­ния отд. ви­дов тан­ца, раз­де­ле­ния тан­цов­щи­ков на «клас­си­че­ских» и «ха­рак­тер­ных»; по­сте­пен­но он во­шёл в оби­ход, вы­тес­нив бы­то­вав­шие ра­нее оп­ре­де­ле­ния («серь­ёз­ный», «бла­го­род­ный», «ака­де­ми­че­ский» и др.).

Сис­те­ма К. т. скла­ды­ва­лась пу­тём от­бо­ра из мно­же­ст­ва бы­то­вых, тру­до­вых и пр. дви­же­ний че­ло­ве­че­ско­го те­ла наи­бо­лее за­кон­чен­ных, пла­сти­че­ски вы­ра­зи­тель­ных, пред­став­ляю­щих эс­те­тич. цен­ность. Зна­чит. влия­ние на вы­ра­бот­ку сис­те­мы К. т. ока­за­ло ан­тич­ное иск-во, в ча­ст­но­сти за­пе­чат­лён­ные в скульп­ту­ре и ва­зо­вой жи­во­пи­си об­раз­цы ан­тич­ной хо­рео­гра­фии. Ху­дож. осо­бен­но­сти К. т. на­ча­ли скла­ды­вать­ся в 15 в. в Ита­лии. Пер­вые по­пыт­ки сис­те­ма­ти­за­ции те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го тан­ца бы­ли пред­при­ня­ты итал. и исп. танц­мей­сте­ра­ми 16–17 вв. (трак­та­ты Ф. Ка­ро­зо, Ч. Нег­ри и др.). Даль­ней­шее раз­ви­тие и спе­ци­фич. тер­ми­но­ло­гию сис­те­ма К. т. по­лу­чи­ла во Фран­ции, в тру­дах Ко­ро­лев­ской ака­де­мии тан­ца (П. Бо­шан и др.). Проф. раз­ра­бот­ка нар., баль­но­го и сце­нич. тан­ца при­ве­ла к диф­фе­рен­циа­ции и обоб­ще­нию их вы­ра­зит. средств. Тра­ди­ци­он­но в К. т. при­ня­та франц. тер­ми­но­ло­гия. Сис­те­ма К. т. по­строе­на на разл. груп­пах дви­же­ний, объ­е­ди­нён­ных об­щи­ми для ка­ж­дой груп­пы при­зна­ка­ми, напр. груп­па при­се­да­ний (plié), прыж­ков (эле­ва­ция), вра­ще­ний (pirouette, tour, fou­etté), по­ло­же­ний кор­пу­са (attitude, arabesque) и др. В сис­те­ме К. т. раз­ра­бо­та­ны по­зи­ции ног, рук, кор­пу­са и го­ло­вы, при­чём чис­ло групп дви­же­ний стро­го ог­ра­ни­че­но. Дви­же­ния К. т. стро­ят­ся на ос­но­ве вы­во­рот­но­сти (спо­соб­ность к сво­бод­но­му раз­вёр­ты­ва­нию ног на­ру­жу от бед­ра до кон­чи­ков паль­цев, при ко­то­рой ступ­ни об­ра­зу­ют ли­нию, па­рал­лель­ную ли­нии плеч). В тео­рии К. т. раз­ра­бо­та­ны по­ня­тия о за­кры­тых (fermé) и от­кры­тых (ouvert), скре­щён­ных (croisé) и не­скре­щён­ных (effacé) по­зи­ци­ях и по­зах, а так­же о дви­же­ни­ях внутрь (en dehors) и на­ру­жу (en dedans). Вир­ту­оз­ность тех­ни­ки, дос­тиг­ну­тая в ре­зуль­та­те ос­вое­ния шко­лы К. т., слу­жит сред­ст­вом соз­да­ния ху­дож. об­ра­зов ба­лет­но­го спек­так­ля. Как учеб­ная дис­ци­п­ли­на К. т. пред­став­ля­ет со­бой тан­це­валь­ную гим­на­сти­ку, не­об­хо­ди­мую для раз­ви­тия вы­ра­зит. средств тан­цов­щи­ка. Зна­чит. вклад в раз­ви­тие К. т. вне­сли К. Бла­зис, А. Бур­нон­виль, С. Ви­га­но, Ж. Но­верр, Ж. Пер­ро, М. И. Пе­ти­па, Ф. и М. Тальо­ни и др.

Лит.: Anatomical and mechanical lectures upon dancing. L., 1721; Rameau P. Le maître à dan­ser. P., 1725; Blasis C. Traité élémentaire, théo­rique et pratique de l’art de la danse. Mil., 1820; Adice L. Théorie de la gymnastique de la danse théâtrale. P., 1859; Ба­за­ро­ва Н. П. Клас­си­че­ский та­нец: ме­то­ди­ка чет­вер­то­го и пя­то­го го­да обу­че­ния. 2-е изд. Л., 1984; Ко­ст­ро­виц­кая В. С., Пи­са­рев А. А. Шко­ла клас­си­че­ско­го тан­ца. 3-е изд. Л., 1986; Блок Л. Д. Клас­си­че­ский та­нец: Ис­то­рия и со­вре­мен­ность. М., 1987; Ва­лу­кин Е. П. Сис­те­ма муж­ско­го клас­си­че­ско­го тан­ца. М., 1999; Мес­се­рер А. Уро­ки клас­си­че­ско­го тан­ца. СПб. [и др.], 2004; Та­ра­сов Н. И. Клас­си­че­ский та­нец: шко­ла муж­ско­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. 3-е изд. СПб., 2005; Ба­за­ро­ва Н. П., Мей В. П. Аз­бу­ка клас­си­че­ско­го тан­ца: пер­вые три го­да обу­че­ния. 3-е изд. СПб., 2006; Но­верр Ж. Ж. Пись­ма о тан­це. 2-е изд. СПб. [и др.], 2007; Ва­га­но­ва А. Я. Ос­но­вы клас­си­че­ско­го тан­ца. 9-е изд. СПб. [и др.], 2007; Ле­бе­де­ва Г. Д. Ба­лет: се­ман­ти­ка и ар­хи­тек­то­ни­ка. СПб., 2007; Во­лын­ский А. Л. Кни­га ли­ко­ва­ний. СПб., 2008; Чек­кет­ти Г. Пол­ный учеб­ник клас­си­чес­ко­го тан­ца. М., 2008. См. так­же лит. при ст. Ба­лет.

Вернуться к началу