Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОНЗЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 406-407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Сцена из спектакля «Осёл и тень» Й. Восковца и Я. Вериха. Постановка Й. Гонзля.

ГОНЗЛЬ (Honszl) Йин­д­р­жих (14.5.1894, Гум­по­лец – 20.4.1953, Пра­га), чеш. те­ат­раль­ный дея­тель, ре­жис­сёр, те­ат­ро­вед, кри­тик. По про­фес­сии учи­тель. По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны вы­сту­пал по во­про­сам куль­ту­ры в со­ци­ал-де­мо­кра­тич. пе­ча­ти. В 1920 был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров объ­е­ди­не­ния «Де­вет­сил» («Ком­му­ни­стич. аван­гард ра­бот­ни­ков ис­кусств»). В 1921 ру­ко­во­дил Ра­бо­чим дра­ма­тич. ан­самб­лем «Дед­рас­бор». В 1925 вме­сте с Й. Фрей­кой ос­но­вал в Пра­ге «Ос­во­бож­дён­ный те­атр», из­вест­ность ко­то­ро­му при­нес­ли са­ти­рич. ре­вю с уча­сти­ем Я. Ве­ри­ха и Й. Вос­ков­ца («Осёл и тень» и др.). Ис­пы­тал влия­ние кон­ст­рук­ти­виз­ма и сюр­реа­лиз­ма. В по­ста­нов­ках 2-й пол. 1920-х гг. раз­ви­вал прин­ци­пы рус. и франц. те­ат­раль­но­го аван­гар­да: «Сос­цы Ти­ре­зия» Г. Апол­ли­не­ра, «Ор­фей» Ж. Кок­то, «Па­лач Пе­ру» Ж. Риб­мон-Дес­се­ня, «Ко­роль Убю» А. Жар­ри. В 1930-х гг. ра­бо­тал так­же в те­ат­рах Брно, Пльзе­ня, в праж­ском Нац. те­ат­ре по­ста­вил опе­ру Б. Мар­ти­ну «Жюль­ет­та» (1938). Ста­вил и инс­це­ни­ро­вал про­из­ве­де­ния В. Не­зва­ла, В. Ван­чу­ры, нац. клас­сич. дра­ма­тур­гию. Во вре­мя фа­шист­ской ок­ку­па­ции не­ле­галь­но ру­ко­во­дил ан­ти­фа­ши­ст­ским «Те­ат­ри­ком для 99» в Пра­ге (1940–41 и 1943). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны чл. ди­рек­ции Нац. те­ат­ра и худ. рук. его сту­дии, с 1948 худ. рук. и ди­рек­тор дра­ма­тич. труп­пы. В этом те­ат­ре в 1946 впер­вые инс­це­ни­ро­вал «Сло­во пе­ред каз­нью» Ю. Фу­чи­ка. Сре­ди др. по­ста­но­вок – «Ма­ри­ша» бр. Мрштик (1948), «Ме­ща­не» М. Горь­ко­го (1949). По­сле 1950 ото­шёл от ре­жис­сёр­ской дея­тель­но­сти. Ав­тор ра­бот по ис­то­рии чеш. те­ат­ра, тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти те­ат­раль­ной эс­те­ти­ки и се­мио­ти­ки. Ос­но­вал и был гл. ре­дак­то­ром (1945–50) ж. «Otázky divadla a filmu». Гл. ре­дак­тор ж. «Sovětské diva­dlo». Сце­на­рист и ре­жис­сёр филь­мов «Пуд­ра и бен­зин» (1931) и «Ко­ше­лёк или жизнь» (1932). Вёл пе­да­го­гич. ра­бо­ту, проф. (с 1951).

Соч.: K novému vỳznamu uměni. Praha, 1956; Základy a praxe moderniho divadla. Praha, 1963.

Лит.: Obst M., Scherl A. K dějinám české di­va­delni avantgardy. Praha, 1962; Dvořák A. Tro­jice nejodvážnejšich. Praha, 1988; Procházka M. Znaky dramatu a divadla. Praha, 1988.

Вернуться к началу