Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛУШКО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 263

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Красовская
А. П. Глушковский – Рауль в балете «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» К. А. Кавоса. Литография по рисунку Н. Баранова.

ГЛУШКО́ВСКИЙ Адам Пав­ло­вич (1793 – ок. 1870), рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Вос­пи­ты­вал­ся в до­ме Ш. Л. Дид­ло. В 1809 окон­чил Пе­терб. ба­лет­ную шко­лу (пе­да­го­ги И. И. Валь­берх, Дид­ло). В 1808–11 тан­це­вал на пе­терб. сце­не; в 1812 пе­ре­ве­дён в Мо­ск­ву на по­ложе­ние пер­во­го тан­цов­щи­ка. По­лу­чил из­вест­ность, ис­пол­нив пар­тию Зе­фи­ра в ба­ле­те «Зе­фир, или Вет­ре­ник, сде­лав­ший­ся по­сто­ян­ным» К. А. Ка­во­са. Г. со­че­тал вир­ту­оз­ную тан­це­валь­ную тех­ни­ку с дра­ма­тич. вы­ра­зи­тель­но­стью. Од­на­ко серь­ёз­ные трав­мы но­ги и спи­ны вы­ну­ди­ли его пе­рей­ти на пан­то­мим­ные и ха­рак­тер­ные ро­ли: Язон («Ме­дея и Язон» Ж. Ж. Ро­доль­фа), Ра­уль («Ра­уль де Кре­ки, или Воз­вра­ще­ние из кре­сто­вых по­хо­дов» Ка­во­са) и др. В 1831 ос­та­вил сце­ну. В 1812–39 ру­ко­во­ди­тель ба­лет­ной шко­лы и гл. ба­лет­мей­стер Боль­шо­го те­ат­ра (Мо­ск­ва). Во вре­мя Отеч. вой­ны 1812 вы­вез ба­лет­ную шко­лу из Мо­ск­вы, тем са­мым со­хра­нив её, а по воз­вра­ще­нии воз­ро­дил и шко­лу, и труп­пу. По­ста­вил 20 ба­ле­тов-ди­вер­тис­мен­тов («1 мая, или Гу­ля­нье в Со­коль­ни­ках» на муз. С. И. Да­вы­до­ва, «Тор­же­ст­во рос­си­ян, или Би­вак под Крас­ным» на сбор­ную муз., оба 1816), в ко­то­рых про­па­ган­ди­ро­вал нац. фольк­лор, дав об­раз­цы те­ат­ра­ли­за­ции рус. нар. пля­сок. Ста­вил мно­го­акт­ные ба­ле­ты-ме­ло­дра­мы на му­зы­ку, по­доб­ран­ную ка­пель­мей­сте­ром М. Ф. Кер­цел­ли («Раз­врат­ный, или Вер­теп раз­бой­ни­ков», 1814). Пе­ре­нёс на моск. сце­ну 14 ба­ле­тов Дид­ло; сво­бо­до­лю­би­вые мо­ти­вы ран­не­го ро­ман­тиз­ма в его трак­тов­ке при­об­ре­ли осо­бую ос­тро­ту («Вен­гер­ская хи­жи­на, или Зна­ме­ни­тые из­гнан­ни­ки» Ф. М. А. Ве­нюа, 1819). Зна­чит. за­слу­гой Г. яв­ля­ет­ся соз­да­ние спек­так­лей по мо­ти­вам про­из­ве­де­ний рус. лит-ры. Пер­вым опы­том бы­ла по­ста­нов­ка ба­ле­та на сю­жет А. С. Пуш­ки­на «Рус­лан и Люд­ми­ла, или Низ­вер­же­ние Чер­но­мо­ра, зло­го вол­шеб­ни­ка» Ф. Е. Шоль­ца (1821; Г. в пар­тии Рус­ла­на). Эф­фект­ное фее­рич. зре­ли­ще со мно­же­ст­вом сце­нич. чу­дес (пре­вра­ще­ния, про­ва­лы, по­лё­ты и т. п.) не схо­ди­ло с моск. сце­ны в те­че­ние 10 лет; в 1824 пе­ре­не­се­но в С.-Пе­тер­бург. К ро­ман­тич. ба­лет­ной пуш­ки­ниа­не Г. при­мы­ка­ет ба­лет «Три поя­са, или Рус­ская Сан­д­риль­о­на» на муз. Шоль­ца (по мо­ти­вам сказ­ки В. А. Жу­ков­ско­го, 1826).

Соч.: Из вос­по­ми­на­ний о зна­ме­ни­том хо­рео­гра­фе К. Л. Дид­ло // Мо­ск­ви­тя­нин. 1856. Т. 1. Кн. 4; Вос­по­ми­на­ния ба­лет­мей­сте­ра / Вступ. ст. Ю. Сло­ним­ско­го. Л.; М., 1940.

Лит.: Кра­сов­ская В. Рус­ский ба­лет­ный те­атр от воз­ник­но­ве­ния до сер. XIX в. Л.; М., 1958; Го­зен­пуд А. Му­зы­каль­ный те­атр в Рос­сии. От ис­то­ков до Глин­ки. Л., 1959.

Вернуться к началу