Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИ́ЛГУД

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 121-122

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Кочетова
Дж. А. Гилгуд в роли Джона Уортинга в спектакле «Как важно быть серьёзным» О. Уайльда.

ГИ́ЛГУД (Gielgud) Джон Ар­тур (14.4.1904, Лон­дон – 21.5.2000, Эйл­сбе­ри), англ. ак­тёр, ре­жис­сёр. Вну­ча­тый пле­мян­ник Э. А. Тер­ри, двою­род­ный пле­мян­ник Г. Э. Г. Крэ­га. Учил­ся в те­ат­раль­ной шко­ле ле­ди Бен­сон (Лон­дон), за­тем в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии дра­ма­тич. иск-ва. В 1921, бу­ду­чи сту­ден­том те­ат­раль­ной шко­лы, впер­вые вы­шел на сце­ну те­ат­ра «Олд Вик» в ро­ли Ге­роль­да («Ген­рих V» У. Шек­спи­ра). По окон­чании ака­де­мии при­нят в труп­пу Окс­форд­ско­го те­ат­ра «Плей­ха­ус». В 1929 при­гла­шён в «Олд Вик», где в те­че­ние двух лет ис­пол­нил мно­же­ст­во ро­лей шекспи­ров­ско­го ре­пер­туа­ра (Мак­бет, Ро­мео, Ри­чард II и др.). Пер­вым на англ. сце­не сыг­рал Гам­ле­та в воз­рас­те 25 лет (1929), впо­след­ст­вии не­од­но­крат­но воз­вра­щал­ся к этой ро­ли, а в 1934 на сце­не «Нью ти­этр» (Лон­дон) вы­сту­пил и как ре­жис­сёр. Гам­лет в ин­тер­пре­та­ции Г. нёс в се­бе чер­ты «по­те­рян­но­го по­ко­ле­ния». Один из круп­ней­ших ак­тё­ров 20 в., об­ла­дав­ший пре­крас­ны­ми внеш­ни­ми дан­ны­ми, кра­си­вым, пол­ным дра­ма­тиз­ма, ин­то­на­ци­он­но бо­га­тым го­ло­сом, вы­ра­зи­тель­ной пла­сти­кой, эле­гант­но­стью и ари­сто­кра­тиз­мом, Г. точ­но чув­ст­во­вал эпо­ху, умел со­че­тать по­эзию Шек­спи­ра с совр. пси­хо­ло­гиз­мом. Как ре­жис­сёр ра­бо­тал в тра­диц. ма­не­ре (на­ря­ду с пье­са­ми Шекспи­ра ста­вил про­из­ве­де­ния О. Уай­ль­да, Р. Б. Ше­ри­да­на, Ж. Ануя, С. Мо­эма), его по­ста­нов­ки от­ли­ча­лись цель­но­стью, тон­ко­стью и про­ду­ман­но­стью де­та­лей, ин­тел­ли­гент­но­стью и ин­тел­лек­ту­аль­но­стью, сла­жен­но­стью ак­тёр­ско­го ан­самб­ля. Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве Г. за­ни­ма­ла дра­ма­тур­гия А. П. Че­хо­ва. Ак­тёр сыг­рал поч­ти всех осн. че­хов­ских ге­ро­ев: Пе­тя Тро­фи­мов, Га­ев («Виш­нё­вый сад»), Тре­п­лев, Три­го­рин («Чай­ка»), Вер­ши­нин («Три се­ст­ры») и др. По­ста­нов­ка Г. «Виш­нё­во­го са­да» (1961, совм. с М. Сен-Де­ни) во­шла в чис­ло выс­ших дос­ти­же­ний англ. те­ат­ра. Сре­ди др. ро­лей: Рас­коль­ни­ков («Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му, 1946, по­ста­нов­ка Г.), Се­ба­сти­ан («Об­на­жён­ная со скрип­кой» Н. Коу­ар­да), Джеймс Кал­ли­фер («Са­рай­чик» Г. Гри­на). С 1924 в ки­но, снял­ся бо­лее чем в 100 филь­мах (в т. ч. «Сек­рет­ный агент», «Пре­мьер-ми­нистр», «Убий­ст­во в Вос­точ­ном экс­прес­се», «Юлий Це­зарь», «Бек­кет», «Ар­тур», «Ган­ди», «Кни­ги Про­спе­ро», «Ели­за­ве­та», «Пер­вый ры­царь», «Ка­та­ст­ро­фа»). Вы­сту­пал так­же как ки­но­ре­жис­сёр («Гам­лет», 1964, и др.). Твор­че­ст­ву Г. пос­вя­щён ф. «Джон Гил­гуд – жизнь ак­тё­ра» (1996). Пр. «Ос­кар» (1981).

Соч.: На сце­не и за ку­ли­са­ми. Л., 1969; An actor and his time. L., 1979.

Лит.: Fordhan H. J. Gielgud. L., 1952; Hayman R. J. Gielgud. L., 1971; Brandreth G. D. J. Gielgud: an actor’s life. 3rd ed. Stroud, 2004.

Вернуться к началу