Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИАЦИ́НТОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 51-52

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Б. Фолкинштейн
С. В. Гиацинтова в роли Марии («Двенадцатая ночь» У. Шекспира).

ГИАЦИ́НТОВА Со­фья Вла­ди­ми­ров­на [23.7 (4.8).1895, Мо­ск­ва – 12.4.1982, там же], рос. ак­три­са, ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1955). Же­на И. Н. Бер­се­не­ва. Учи­лась на дра­ма­тич. кур­сах ак­три­сы МХТ Е. П. Му­ра­то­вой. В 1910–24 ак­три­са МХТ (Ми­тиль – «Си­няя пти­ца» М. Ме­тер­лин­ка, Ма­ша – «На­хлеб­ник» И. С. Тур­ге­не­ва, Пе­ла­гея – «Бу­дет ра­дость» Д. С. Ме­реж­ков­ско­го, Нас­тя – «На дне» М. Горь­ко­го). В 1913 ста­ла од­ним из ор­га­ни­за­то­ров 1-й сту­дии МХТ (Кле­мен­ти­на – «Ги­бель "На­де­ж­ды"» Г. Хей­ер­ман­са, Ида – «Празд­ник ми­ра» Г. Га­упт­ма­на, Фея, Мэ­ри – «Свер­чок на пе­чи» по Ч. Дик­кен­су). В 1924–36 во МХАТе 2-м; по­ста­ви­ла спек­так­ли «Ба­бы» по пье­сам К. Голь­до­ни (1929, совм. с С. Г. Бир­ман и Л. И. Дей­кун, роль Кек­ки­ны), «Две­на­дца­тая ночь» У. Шек­спи­ра (1933, совм. с В. В. Го­тов­це­вым, роль Ма­рии) и др. В 1936–38 в Те­ат­ре МОСПС (с 1938 Моск. те­атр им. Мос­со­ве­та) – Ра­шель («Вас­са Же­лез­но­ва» М. Горь­ко­го), Дон­на Ан­на («Ка­мен­ный гость» А. С. Пуш­ки­на). В 1938–58 и с 1961 в Моск. те­ат­ре им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла (в 1952–56 гл. ре­жис­сёр), в 1958–59 в Моск. дра­ма­тич. те­ат­ре им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го. Сре­ди по­ста­но­вок: «Но­ра» Г. Иб­се­на (1939, совм. с Бер­се­не­вым, роль Но­ры), «Ме­сяц в де­рев­не» Тур­ге­не­ва (1944, роль На­та­льи Пет­ров­ны), «Се­мья» И. Ф. По­по­ва (1949, 1965, роль Ма­рии Алек­сан­д­ров­ны Уль­я­но­вой), «Го­ды стран­ст­вий» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1954, совм. с В. Р. Со­ловь­ё­вым, роль тё­ти Та­си), «Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва (1954, совм. с А. А. Пе­ле­ви­ным, роль Ра­нев­ской). Ак­тёр­ская ма­не­ра Г. – мас­те­ра пе­ре­во­пло­ще­ния и глу­бо­ко­го пси­хо­ло­гич. ана­ли­за – от­ли­ча­лась тон­кой ню­ан­си­ров­кой, чут­кой ху­дож. ин­туи­ци­ей. Обая­ние, гра­ци­оз­ность и жен­ст­вен­ность в со­че­та­нии с экс­прес­сив­но­стью при­да­ва­ли её об­раз­ам оча­рова­ние и внутр. зна­чи­тель­ность. В ре­жис­сёр­ской прак­ти­ке Г. стре­ми­лась к сла­жен­но­сти ис­пол­ни­тель­ско­го ан­самб­ля, точ­но­му сле­до­ва­нию ав­тор­ско­му сти­лю. Сни­ма­лась в ки­но («Клят­ва»; Гос. пр. СССР, 1947; «Па­де­ние Бер­ли­на», «Жу­ков­ский», «Не­окон­чен­ная по­весть», «Се­мья Уль­я­но­вых», «Без вес­ти про­пав­ший», «Седь­мой спут­ник» и др.). На­гра­ж­де­на 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Соч.: Жизнь те­ат­ра. М., 1963; С па­мя­тью на­еди­не. М., 1985.

Лит.: За­лес­ский В. С. В. Гиа­цин­то­ва. М.; Л., 1949; Гро­мов В. С. Гиа­цин­то­ва. М., 1976.

Вернуться к началу