Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЗО́ВСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 50

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова
Сцена из балета «Ундина» Х. В. Хенце. Хореограф Т. В. Гзовская.

ГЗО́ВСКАЯ (урожд. Иса­чен­ко) Тать­я­на Ва­силь­ев­на (18.3.1901, Мо­ск­ва – 29.9.1993, Бер­лин), рос. и нем. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Се­ст­ра А. В. Иса­чен­ко. Клас­сич. тан­цу обу­ча­лась с 1908 в Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще у Е. П. Со­ко­ло­вой и О. И. Пре­об­ра­жен­ской, совр. тан­цу – в Шко­ле му­зы­ки и рит­ма Э. Жак-Дальк­ро­за в Хел­ле­рау (Гер­ма­ния) и в сту­дии Ир­мы Дун­кан в Мо­ск­ве. Ра­бо­та­ла в Ма­ри­ин­ском и Боль­шом те­ат­рах. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 на­ча­ла пе­да­го­гич. дея­тель­ность в Ека­те­ри­но­да­ре. С 1925 жи­ла в Бер­ли­не. Пре­по­да­ва­ла клас­сич. та­нец, ста­ви­ла тан­цы в варь­е­те. В 1928 с му­жем В. Гзов­ским от­кры­ла ба­лет­ную шко­лу, ос­но­ва­ла труп­пу «Ба­лет Гзов­ских». С 1935 вы­сту­па­ла как хо­рео­граф в те­ат­рах Эс­се­на, Лейп­ци­га, Бер­ли­на. В 1943 за по­ста­нов­ку ан­ти­во­ен­но­го ба­ле­та «Гой­е­ски» на му­зы­ку од­но­им. опе­ры Э. Гра­на­до­са в бер­лин­ском те­ат­ре «Фольк­сбю­не» под­вер­глась за­пре­ту на проф. дея­тель­ность со сто­ро­ны фа­ши­ст­ских вла­стей. В 1945–52 ру­ко­води­ла ба­лет­ной труп­пой Нем. гос. опе­ры в Вост. Бер­ли­не. Сре­ди по­ста­но­вок: «Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1946), «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва (1948), «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го (1949). Кон­фликт с ру­ко­вод­ством ГДР вы­ну­дил Г. пе­ре­ехать вместе с ча­стью труп­пы в Зап. Бер­лин. Все­мир­ное при­зна­ние при­нес­ла по­ста­нов­ка в 1952 ба­ле­та «Иди­от» Х. В. Хен­це (по ро­ма­ну Ф. М. Дос­то­ев­ско­го). С име­нем Г. свя­зан рас­цвет нем. ба­ле­та по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны. По­ста­ви­ла 150 спек­так­лей, ко мно­гим из ко­то­рых на­пи­са­ла либ­рет­то. В 1954–66 ру­ко­во­ди­ла ба­ле­том Нем. опе­ры в Бер­ли­не (Зап. Бер­лин) и труп­пой «Бер­лин­ский ба­лет», с ко­то­рой га­ст­ро­ли­ро­ва­ла во мно­гих стра­нах ми­ра. В 1959–66 воз­глав­ля­ла так­же ба­лет Гор. те­ат­ра во Франк­фур­те-на-Май­не. Осу­ще­ст­ви­ла ряд по­ста­но­вок в те­ат­рах ФРГ, а так­же в те­ат­рах «Ко­лон» (Бу­энос-Ай­рес), «Ла Ска­ла» (Ми­лан), Па­риж­ской опе­ре: «Жо­ан из Са­рис­сы» В. Эг­ка (1950), «Гам­лет» (1951), «Ве­не­ци­ан­ский мавр» (1956) и «Три­стан» (1965) Б. Блахе­ра, «Три­умф Аф­ро­ди­ты» К. Ор­фа (1953), «Крас­ный плащ» Л. Но­но (1954), «Мав­ра» (1956) и «Агон» (1959) Стра­вин­ско­го, «Ме­ду­за» Г. фон Эй­не­ма (1958), «Ун­ди­на» Х. В. Хен­це (1959), «Ла­би­ринт прав­ды» Э. Ва­ре­за (1964). Со­еди­няя тра­ди­ции рус. клас­сич. ба­ле­та с экс­прес­сив­ной сво­бод­ной пла­сти­кой, Г. вы­ра­бо­та­ла собств. стиль «дра­ма­ти­че­ско­го тан­це­валь­но­го дей­ст­вия»: ла­ко­нич­но­го, ост­ро­сю­жет­но­го, на­де­лён­но­го глу­бо­ким тра­гич. па­фо­сом. Ис­поль­зо­ва­ла воз­мож­но­сти слия­ния ба­ле­та с дра­мой и во­ка­лом («Семь смерт­ных гре­хов ме­ща­ни­на» Б. Брех­та – К. Вай­ля, 1960). Пре­по­да­ва­ла в соз­дан­ной по её ини­циа­ти­ве Ака­де­мии тан­ца в Бер­ли­не (с 1976 проф.).

Лит.: Heuermann M. T. Gsovsky und das «Dra­matische Ballett». Bremen, 2001; Busch M. W. T. Gsovsky. Choreographin und Tanzpäda­go­gin. B., 2005.

Вернуться к началу