ПАЗОЛИ́НИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЗОЛИ́НИ (Pasolini) Пьер Паоло (5.3.1922, Болонья – 2.11.1975, Остия), итал. кинорежиссёр, теоретик кино, поэт, писатель. Из семьи военного. Окончив в 1945 Болонский ун-т, преподавал фриульскую лит-ру и фриульский яз. во Фриули (Сев. Италия). С 1950 в Риме. В 1954–62 в соавторстве написал более 15 сценариев к фильмам (в т. ч. «Бурная ночь» М. Болоньини, по собств. роману, 1959; «Долгая ночь 1943 года» Ф. Ванчини, 1960; принимал участие в сочинении диалогов к ф. «Ночи Кабирии» Ф. Феллини, 1957). В нач. 1960-х гг. дебютировал как кинорежиссёр. Творчески переработав наследие неореализма в новаторских фильмах «Нищий» («Аккаттоне», 1961, гл. пр. Мкф в Карлови-Вари) и «Мама Рома» (1962), открыл неисследованный пласт жизни деклассиров. представителей общества – маргиналов (впервые в кино герои говорили на подлинном рим. диалекте), не воспользовавшихся благами итал. «экономич. чуда», а, скорее, развращённых ими. В короткометражной новелле «Овечий сыр» (альм. «РоГоПаГ» – «Прочистим мозги», 1963) в острой гротескной форме П. отдал первенство физиологич. потребностям человека (напр., голоду, утверждая его приоритет над религ. чувством). Программный ф. «Евангелие от Матфея» (1964, пр. Мкф в Венеции) положил начало идейно-худож. выступлению бунтарей-интеллектуалов. В притче «Птицы большие и малые» (1965) полемически сопряжены культурные составляющие современности и Средневековья в общем пространстве «левого» радикализма и христианства. Обратившись к античности в «Царе Эдипе» (1967) и «Медее» (1969), П. создал киноверсии классич. лит. произведений, переосмысленных опытом 20 в. В экранизации собств. одноим. романа «Теорема» (1968) предрёк гибель буржуазной культуры, утратившей созидат. начало. В ф. «Свинарник» (1969) в образах филос. гротеска исследуются проблемы фашизма и неофашизма. Как художник «левых» взглядов, один из крупнейших режиссёров 1960–70-х гг., П. противостоял коммерциализации совр. иск-ва (в т. ч. кино), стремился реабилитировать право и реальность телесности на экране в разл. аспектах: в фильмах «трилогии жизни» – «Декамерон» по Дж. Боккаччо (1971, пр. Мкф в Зап. Берлине), «Кентерберийские рассказы» по Дж. Чосеру (1972, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине) и «Цветок 1001 ночи» (1973, пр. Мкф в Канне) главенствует ренессансная концепция человеческого бытия в гармонии с мирозданием. Фильм «Сало́, или 120 дней Содома» (1975, по мотивам романа маркиза Д. А. Ф. де Сада «120 дней Содома, или Школа разврата») – одно из первых произведений итал. кинематографа, где природа фашизма, власть тирании трактуются не в канонич. историко-политич. аспекте, но исследуются в их потаённых, сексуально замещаемых формах. Соавтор и автор сценариев всех своих фильмов, П. как актёр иногда исполнял в них эпизодич. «знаковые» роли. Творчеству П. посвящён документальный ф. «Пазолини из плоти и крови» (1967, реж. Дж. Б. Соларе). В 2008 на Мкф в Венеции показана восстановленная полная копия авторского фильма П. под назв. «Гнев Пазолини», реконструированная Дж. Бертолуччи.
В ранних стихотв. опытах (1941–42) П. прибегал к зап. диалекту фриульского языка, рассматривая его как способ независимого худож. высказывания и экспериментирования. Первый поэтич сб. «Стихи в Казарсе» («Poesie a Casarsa», 1942) написан на лит. фриульском языке. В сб. «Лучшее юности» («La meglio gioventù», 1954) вошли авторские переводы ранних стихов на итал. язык. В поэзии П. традиции Дж. Леопарди сочетаются с влиянием франц. и исп. поэтов (П. Верлен, С. Малларме, А. Мачадо-и-Руис, Ф. Гарсия Лорка и др.). Дальнейшее поэтич. творчество П. характеризуется усилением формальной изощрённости и соц.-политич. заострённости; в метрич. отношении его стихи тяготеют к поэзии Дж. Пасколи и Данте: «Прах Грамши» («Le Ceneri di Gramsci», 1957), «Соловей католической Церкви» («L’Usignolo della Chiesa cattolica», 1958), «Стихи в форме розы» («Poesia in forma di rosa», 1964). Публицистичность, демократич. пафос, использование жаргона и диалектной лексики, присущие поэзии П. 1950–60-х гг., характерны и для его романов «Шпана» («Ragazzi di vita», 1955, рус. пер. 2006) и «Жестокая жизнь» («Una vita violenta», 1959) из незавершённой трилогии о жизни рим. люмпен-пролетариата. Среди др. сочинений: автобиографич. проза [роман «Мечта об одной вещи» («Il sogno di una cosa», созд. в 1948–49, опубл. в 1962) и др.]; исследование итал. диалектной поэзии 20 в. (1952); публицистика [эссе «Страсть и идеология» («Passione e ideologia», 1960) и др.]; драматургия, в т. ч. трагедия об Испании эпохи франкизма «Кальдерон» («Calderón», 1966, опубл. в 1973); насыщенный аллегоризмом незавершённый социально-политич. роман «Нефть» («Petrolio», создан в 1972–75, опубл. в 1992). Убит при невыясненных обстоятельствах.