Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ВЛОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 30-31

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
А. П. Павлова в балете «Жизель» А. Адана.

ПА́ВЛОВА Ан­на Пав­лов­на (Мат­ве­ев­на) [31.1(12.2).1881, С.-Пе­тер­бург – 23.1.1931, Гаа­га], рос. ба­ле­ри­на, пе­да­гог, ба­лет­мей­стер. В 1899 окон­чи­ла ба­лет­ное от­де­ле­ние Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща (пе­да­го­ги Е. О. Ва­зем, П. А. Гердт) и бы­ла при­ня­та в труп­пу Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Не­смот­ря на не­обыч­ные для сво­его вре­ме­ни при­род­ные дан­ные (уд­ли­нён­ные ли­нии те­ла, хруп­кость, утон­чён­ность, от­сут­ст­вие тех­нич. вир­ту­оз­но­сти), сра­зу об­ра­ти­ла на се­бя вни­ма­ние М. И. Пе­типа, ко­то­рый лич­но ре­пе­ти­ро­вал с на­чи­наю­щей ба­ле­ри­ной пар­тии Ни­кии («Бая­дер­ка» Л. Мин­ку­са) и Жи­зе­ли («Жи­зель» А. Ада­на). Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий: Жуа­ни­та («Дон Ки­хот» Мин­ку­са), Ис­пан­ка («Фея ку­кол» Й. Бай­е­ра), Анун­циа­та («Алень­кий цве­то­чек» Ф. А. Гарт­ма­на). Соз­дан­ные ею об­ра­зы от­ли­ча­ли не толь­ко ис­клю­чи­тель­ная му­зы­каль­ность и по­этич­ность, но и несвой­ст­вен­ная до тех пор ба­ле­ту пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­ность. Вы­сту­п­ле­ния П. в этих ро­лях бы­ли оце­не­ны со­вре­мен­ни­ка­ми как воз­вра­ще­ние к эпо­хе ро­ман­тиз­ма, счи­тав­шей­ся выс­шим дос­ти­же­ни­ем в раз­ви­тии ба­лет­но­го те­ат­ра. М. М. Фо­кин спе­ци­аль­но для П. со­чи­нил кон­церт­ный но­мер «Ле­бедь» на му­зы­ку К. Сен-Сан­са и ба­лет «Шо­пе­ниа­на» на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на, во­шед­шие в зо­ло­той фонд ми­ро­вой хо­рео­гра­фии. Сре­ди выс­ших дос­ти­же­ний П. в ба­ле­тах Фо­ки­на так­же: Ар­ми­да («Па­виль­он Ар­ми­ды» Н. Н. Че­реп­ни­на) и Бе­ре­ни­ка («Еги­пет­ские но­чи» А. С. Арен­ско­го). Даль­ней­шее уча­стие ба­ле­ри­ны в экс­пе­ри­мен­тах это­го хо­рео­гра­фа, вы­сту­п­ле­ния в рам­ках Рус­ских се­зо­нов С. П. Дя­ги­ле­ва в Па­ри­же (1909) рас­ши­ри­ли пред­став­ле­ние о воз­мож­но­стях П., ут­вер­ждав­шей ба­лет как жанр вы­со­ко­го, а не раз­вле­ка­тель­но­го иск-ва. Со­труд­ни­ча­ла с хо­рео­гра­фом-мо­дер­ни­стом А. А. Гор­ским, на сце­не моск. Боль­шо­го те­ат­ра тан­це­ва­ла в его по­ста­нов­ках «Дочь фа­рао­на» Ч. Пу­ньи (Бинт-Ан­та) и «Дон Ки­хот» Мин­ку­са (Кит­ри). Тон­ко чув­ст­вуя нац. ко­ло­рит, с ус­пе­хом ис­пол­ня­ла ха­рак­тер­ные тан­цы: па­на­де­рос («Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва), ураль­ская пля­ска («Ко­нёк-Гор­бу­нок» Пу­ньи), исп. та­нец («Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го). Так­же ис­пол­ни­ла пар­тии: Вак­хан­ка («Вре­ме­на го­да» Гла­зу­но­ва), Фло­ра («Про­бу­ж­де­ние Фло­ры» Р. Дри­го), Одет­та – Одил­лия, Прин­цес­са Ав­ро­ра («Ле­бе­ди­ное озе­ро», «Спя­щая кра­са­ви­ца» Чай­ков­ско­го), Диа­на, На­яда, Ас­пич­чия («Царь Кан­давл», «На­яда и ры­бак», «Дочь фа­рао­на» Пу­ньи) и др. В 1910 соз­да­ла собств. труп­пу, пе­рей­дя в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре на по­ло­же­ние га­ст­ро­лёр­ши. С 1913 по­сто­ян­но жи­ла в Лон­доне. В 1914 в по­след­ний раз вы­сту­пи­ла в Рос­сии (в моск. са­ду «Эр­ми­таж»). Вы­сту­п­ле­ни­ям П. со­пут­ст­во­вал бес­пре­це­дент­ный ме­ж­ду­нар. ус­пех, она объ­ез­ди­ла с га­ст­ро­ля­ми Ев­ро­пу, Сев. и Юж. Аме­ри­ку, Япо­нию, Ав­ст­ра­лию, за год вы­сту­пая до 200 раз. Во мн. стра­нах бы­ла пер­вой по­слан­ни­цей ба­ле­та и клас­сич. иск-ва во­об­ще. В ре­пер­туа­ре труп­пы П. со­хра­ня­лись мн. ба­ле­ты рус. клас­сич. ре­пер­туа­ра («Жи­зель» Ада­на, «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба, «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» П. Гер­те­ля и др.). Часть но­ме­ров из об­шир­но­го кон­церт­но­го ре­пер­туа­ра ба­ле­ри­на соз­да­ва­ла для се­бя са­ма («Ночь» на му­зы­ку А. Г. Ру­бин­штей­на, «Ка­ли­фор­ний­ский мак» на му­зы­ку Чай­ков­ско­го, «Стре­ко­за» на музыку Ф. Крейс­ле­ра, «Ба­боч­ка» на му­зы­ку Дри­го и др.). Изу­ча­ла фольк­лор­ные тан­це­валь­ные тра­ди­ции стран, в ко­то­рых вы­сту­па­ла её труп­па. В ре­зуль­та­те по­яв­ля­лись ба­ле­ты и кон­церт­ные но­ме­ра, ос­но­ван­ные на раз­но­об­раз­ном нац. ма­те­риа­ле, что обо­га­ти­ло воз­мож­но­сти клас­сич. тан­ца. Пре­по­да­ва­ла в собств. труп­пе, так­же да­ва­ла уро­ки в Лон­до­не. Ак­тёр­ская вы­ра­зи­тель­ность, пла­сти­че­ская яс­ность жес­та, си­ла эмо­цио­наль­но­го воз­дей­ст­вия по­зво­ли­ли П. ис­пол­нить роль Фе­нел­лы в иг­ро­вом ф. «Не­мая из Пор­ти­чи» (1915). Об­раз П. стал сим­во­лом иск-ва 20 в. Ей по­свяще­ны иг­ро­вой ф. «Ан­на Пав­ло­ва» (1983), до­ку­мен­таль­ный ф. «Ан­на Пав­ло­ва» (1985), ба­лет Р. Пе­ти «Моя Пав­ло­ва» на сбор­ную му­зы­ку (1986) и др.

Соч.: Не­сколь­ко стра­ни­чек из мо­ей жиз­ни // Солн­це Рос­сии. 1912. № 122 (23).

Лит.: A. Pawlowa. B., 1913; Stier Т. With Pav­lova round the world. [L., 1927]; Hyden W. La Pavlova. 6 éd. P., 1932; Magriel P. Pavlova. N. Y., 1947; Pavlova: a biography / Ed. by A. H. Franks. L., 1956; Algeranoff H. My years with Pavlova. L., 1957; Кра­сов­ская В. М. А. Пав­ло­ва. Л.; М., 1964; она же. Пав­ло­ва. Ни­жин­ский. Ва­га­но­ва. Три ба­лет­ные по­вес­ти. М., 1999; Kerensky O. A. Pavlova. L.; N. Y., 1973; Olivéroff A. Flight of the swan: a memo­ry of A. Pavlova. N. Y., 1979; Ар­ки­на Н. Е. А. Пав­ло­ва. М., 1981; Money K. A. Pavlova: her life and art. N. Y.; L., 1982; Fonteyn M. Pav­lo­va: portrait of a dancer. N. Y., 1984; Trot­tier M. Pavlova’s gift. Toronto, 1996; Дан­д­ре В. Э. А. Пав­ло­ва. М., 2011.

Вернуться к началу