Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАБСТ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 7

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Виноградов
Г. В. Пабст. Кадр из фильма «Властительница Атлантиды». 1932.

ПАБСТ (Pabst) Ге­орг Виль­гельм (27.8.1885, Ра­уд­ниц, Ав­ст­ро-Венг­рия, ны­не Ро­уд­ни­це-над-Ла­бем, Че­хия – 29.5.1967, Ве­на), нем. и австр. ре­жис­сёр. Из се­мьи ж.-д. чи­нов­ни­ка. В нач. 1900-х гг. учил­ся на ак­тёр­ском ф-те Вен­ской конс. За­тем ак­тёр и ре­жис­сёр в разл. те­ат­рах Ав­ст­ро-Венг­рии и Гер­ма­нии, позд­нее – в нем. труп­пе в Нью-Йор­ке. В 1914–18 во франц. пле­ну. По окон­ча­нии 1-й ми­ро­вой вой­ны вер­нул­ся в Ав­ст­рию, ста­вил спек­так­ли в Ве­не и Пра­ге. В нач. 1920-х гг. пе­ре­ехал в Бер­лин, где ра­бо­тал ки­но­сце­на­ри­стом и ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра К. Фрё­ли­ха. Но уже в 1925, по­ста­вив вос­соз­да­вав­ший мрач­ную ат­мо­сфе­ру по­сле­во­ен­ной Ве­ны ф. «Без­ра­до­ст­ный пе­ре­улок» (в отеч. про­ка­те – «Без­ра­до­ст­ная ули­ца»), стал ли­де­ром на­прав­ле­ния в нем. ки­но под назв. «но­вая вещ­ность». Ув­ле­чён­ный тео­ри­ей З. Фрейда­, П. снял ф. «Тай­ны од­ной ду­ши» (1926). Тя­го­тение ре­жис­сё­ра к пе­ре­да­че ду­шев­но­го со­стоя­ния пер­со­на­жей, осо­бый ин­те­рес к пси­хо­ло­гии жен­щи­ны на­шли от­ра­же­ние в филь­мах «Лю­бовь Жан­ны Ней» (1927), «Лож­ный путь» (1928), «Ящик Пан­до­ры» и «Днев­ник пад­шей» (оба 1929). Эти ра­бо­ты вы­дви­ну­ли П. в ряд круп­ней­ших ре­жис­сё­ров Гер­ма­нии.

Из­ме­не­ние по­ли­тич. си­туа­ции на­ка­ну­не при­хо­да к вла­сти на­цио­нал-со­циали­стов за­ста­ви­ло П. об­ра­тить­ся к со­ци­аль­ным про­бле­мам нем. об­ще­ст­ва. В нач. 1930-х гг. он соз­дал три па­ци­фист­ских филь­ма: «За­пад­ный фронт, 1918» (1930), «Трёх­гро­шо­вая опе­ра» и «Со­ли­дар­ность» (оба 1931). Зри­тель­ский ус­пех име­ли эк­ра­ни­за­ции «Вла­сти­тель­ни­ца Ат­лан­ти­ды» (по П. Бе­нуа, 1932) и «Дон Ки­хот» (по М. де Сер­ван­те­су, 1933; в гл. ро­ли Ф. И. Ша­ля­пин). По­сле при­хо­да к вла­сти на­цио­нал-со­циа­ли­стов П. вме­сте с семь­ёй пе­ре­ехал в США. В Гол­ливу­де снял ф. «Со­вре­мен­ный ге­рой» (1934). С 1936 во Фран­ции, где ста­вил раз­вле­ка­тель­ные филь­мы: «Ма­де­муа­зель док­тор» (1937), «Шан­хай­ская дра­ма» (1938), «Бе­лая ра­бы­ня» (1939) и др. В кон. 1930-х гг. по при­гла­ше­нию Фрё­ли­ха вер­нул­ся в Гер­ма­нию. Ра­бо­тал над филь­ма­ми из се­рии «Био­гра­фия ге­ни­ев»: «Ко­ме­ди­ан­ты» (1941), «Па­ра­цельс» (1943), «Слу­чай Мо­лан­де­ра» (ос­тал­ся не­за­вер­шён­ным). Хо­тя П. ста­рал­ся дис­тан­ци­ро­вать­ся от на­ци­ст­ско­го ре­жи­ма, со­труд­ни­че­ст­во с Треть­им рей­хом по­вре­ди­ло его ре­пу­та­ции. Тем не ме­нее ему да­ли воз­мож­ность про­дол­жить ра­бо­ту, и в 1948 при под­держ­ке ру­ко­во­дства сов. сек­то­ра Ве­ны П. по­ста­вил за­тра­ги­вав­ший про­бле­мы ан­ти­се­ми­тиз­ма ф. «Про­цесс» (Пр. Мкф в Ве­не­ции).

С по­мо­щью итал. про­дюсе­ров снял филь­мы «Го­лос ти­ши­ны» (1953) и «Иму­ще­ст­во су­ма­сшед­ше­го» (1954). Сре­ди са­мых за­мет­ных ки­но­ра­бот 1950-х гг. – «По­след­ний акт» и «Это про­изош­ло 20 ию­ля» (обе 1955), по­свя­щён­ные по­след­ним дням гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии. В них на­шла наи­бо­лее яр­кое во­пло­ще­ние ав­тор­ская ма­не­ра П., ис­кус­но со­че­тав­ше­го пси­хо­ло­гич. точ­ность и глу­би­ну с реа­ли­стич. (срод­ни до­ку­мен­таль­но­му) сти­лем из­ло­же­ния. В 1956 снял свои по­след­ние филь­мы – «Че­рез ле­са, че­рез лу­га» и «Ро­зы для Бет­ти­ны».

Лит.: Joseph R. Der Regisser G. W. Pabst. Münch., 1963; Buache F. G. W. Pabst. Lyon, 1965; Cuenca C. F. G. W. Pabst. Madrid, 1967; Atwell L. G. W. Pabst. Boston, 1977; Кра­кау­эр З. Пси­хо­ло­ги­че­ская ис­то­рия не­мец­ко­го ки­но: От Ка­ли­га­ри до Гит­ле­ра. М., 1977; The Films of G. W. Pabst / Ed. E. Rentschler. New Brunswick, 1990; Schlemmer G. G. W. Pabst. Münster, 1994; Kappelhoff H. Der möblierte Mensch. G. W. Pabst und die Utopie der Sachlichkeit. B., 1995; G. W. Pabst / Hrsg. W. Jacobsen. B., 1997; Айс­нер Л. Де­мо­ни­че­ский эк­ран. М., 2010.

Вернуться к началу