Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЗО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 737

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Виноградов
Ф. Озон. Кадр из фильма «Отчаянная домохозяйка». 2010.

ОЗО́Н (Ozon) Фран­суа (р. 15.11.1967, Па­риж), франц. киноре­жис­сёр, сце­на­рист. С юно­сти ув­ле­кал­ся ки­но­съём­кой, по­сещал кур­сы ре­жис­сё­ров-лю­би­те­лей. В 1993 окон­чил Нац. выс­шую шко­лу ки­не­ма­то­гра­фии (FEMIS) в Па­ри­же. Сни­мал ко­рот­ко­мет­раж­ные лен­ты, в т. ч. по­свя­щён­ный те­ме по­ис­ка сек­су­аль­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка ф. «Лет­нее пла­тье» (1996), при­нёс­ший ему пер­вую из­вест­ность. Пол­но­мет­раж­ный де­бют О. – «Кры­сят­ник» («Сит­ком», 1998), нон­кон­фор­ми­ст­ская па­ро­дия, кри­ти­кую­щая совр. бур­жу­аз­ный со­ци­ум, при­влёк вни­ма­ние ки­но­об­ще­ст­вен­но­сти и имел за­мет­ный ком­мерч. ус­пех. В цен­тре вни­ма­ния ре­жис­сё­ра – тра­ди­ци­он­но за­прет­ные те­мы, ге­рои его кар­тин стре­мят­ся пре­одо­леть те или иные та­бу в про­цес­се са­мо­иден­ти­фи­ка­ции. По сло­вам О., ме­тод шо­ко­вой те­ра­пии он при­ме­нил в ф. «Кри­ми­наль­ные лю­бов­ни­ки» (1999), на­де­ясь че­рез жес­то­кость ки­но­про­из­ве­де­ния по­мочь уви­дев­шим его мо­ло­дым лю­дям из­жить собств. ком­плек­сы. Ес­ли боль­шин­ст­во ра­бот О. 1990-х гг. по­свя­ще­но изу­че­нию пси­хо­ло­гии муж­чи­ны, то ри­со­вав­ший пси­хо­ло­гич. порт­рет совр. 50-лет­ней жен­щи­ны со все­ми её фо­бия­ми ф. «Под пес­ком» (2000) от­крыл но­вый этап в твор­че­ст­ве ре­жис­сё­ра. Спо­кой­ный, ка­мер­ный стиль кар­ти­ны, тя­го­тею­щий к тра­диц. клас­сич. по­ве­ст­во­ва­нию, кар­ди­наль­но от­ли­ча­ет­ся от его пре­ды­ду­щих эпа­таж­ных лент. Сле­дую­щим не­ожи­дан­ным по­во­ро­том в твор­че­ст­ве О. стал муз. ко­ме­дий­ный де­тек­тив «8 жен­щин» (2002, пр. Мкф в Бер­ли­не), вы­дер­жан­ный в гол­ли­вуд­ском сти­ле 1950-х гг. При этом ка­ж­дая из при­гла­шён­ных ак­трис-звёзд оли­це­тво­ря­ла оп­ре­де­лён­ную эпо­ху в ис­то­рии франц. ки­не­ма­то­гра­фа – от 1930-х гг. до нач. 21 в. Ис­то­ки и ме­ха­низ­мы твор­че­ст­ва О. ис­сле­до­вал в ф. «Бас­сейн» (2003), где дей­ст­ви­тель­ность и фан­та­зия сли­ва­ют­ся во­еди­но и пе­ред зри­те­лем вслед за гл. ге­рои­ней вста­ёт во­прос о том, что же на са­мом де­ле ре­аль­но, а что нет. Сре­ди филь­мов: «Се­мей­ное фо­то» (1988), «Вик­тор» (1993), «Ма­лень­кая смерть» (1995), «По­стель­ные сце­ны» (1998), «5×2» (2004), «Ос­тав­шее­ся вре­мя» (2005), «Ан­гел» (2007), «Ри­ки» (2009), «От­ча­ян­ная до­мо­хо­зяй­ка» (2010), «В до­ме» (2012), «Молодая и красивая» (2013). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев боль­шин­ст­ва сво­их филь­мов. Так­же вы­сту­па­ет как про­дю­сер. 

Лит.: Jousse Th. Ozon! // Cahiers du cinéma. 1996. № 505. Septembre; Larcher J. Les amants criminals // Ibid. 1999. № 538. Septembre; Higuinen E. Gouttes d’eau sur pierres brûlan­tes // Ibid. 2000. № 544. Mars; Анаш­кин С. Озо­но­ва зо­на // Ис­кус­ст­во ки­но. 2001. № 3; Blouin P. La place du mort // Cahiers du cinéma. 2001. № 554. Février; Charcossey L. Les magiciens d’Ozon // Ibid. 2001. № 556. Avril; Цыр­кун Н. На глу­би­не // Ис­кус­ст­во ки­но. 2003. № 8; Tesson Ch. Eau plate // Cahiers du cinéma. 2003. № 579. Мai; Burdeau E. 5×2 // Ibid. 2004. № 593. Septembre; Пла­хо­ва Е. Ус­коль­заю­щая жен­ст­вен­ность // Ис­кус­ст­во ки­но. 2005. № 1; Asibong A. F. Ozon. Manchester; N. Y., 2008; Schilt Th. F. Ozon. Urbana, 2011.

Вернуться к началу