Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЮ́КВИСТ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




 

НЮ́КВИСТ (Nykvist) Свен (3.12.1922, Мо­хе­да, лен Кру­ну­берг – 20.9.2006, Сток­гольм), швед. ки­но­опе­ра­тор. В нач. 1940-х гг. учил­ся в Сток­гольм­ской му­ни­ци­паль­ной шко­ле фо­то­гра­фии. Пер­вый фильм снял в 1945. По­сто­ян­ный опе­ра­тор И. Берг­ма­на, сни­мал его филь­мы «Ве­чер шу­тов» (1953, совм. с Х. Бла­дом), «Де­ви­чий ис­точ­ник» (1960), «Как в зер­ка­ле» (1961), «При­час­тие» и «Мол­ча­ние» (оба 1963), «Пер­со­на» (1966), «Час вол­ка» и «Стыд» (оба 1968), «Страсть» (1969), «При­кос­но­ве­ние» (1971, совм. с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей), «Шё­по­ты и крик» (1972, пр. «Ос­кар»), «Сце­ны из суп­ру­же­ской жиз­ни» (1973), «Вол­шеб­ная флей­та» (1975, эк­ра­ни­за­ция опе­ры В. А. Мо­цар­та), «Ли­цом к ли­цу» (1976), «Змеи­ное яй­цо» (1977, ФРГ – США), «Осен­няя со­на­та» (1978, совм. с Нор­ве­ги­ей и ФРГ), «Фан­ни и Алек­сандр» (1982, пр. «Ос­кар»), «По­сле ре­пе­ти­ции» (1984). Ха­рак­тер­ные чер­ты опе­ра­тор­ской ма­не­ры Н. – изо­щрён­ная иг­ра све­то­те­ни, осо­бая сис­те­ма при­ме­не­ния спец. линз и фильт­ров, про­зрач­ность и яс­ность изо­бра­же­ния. Н. – один из луч­ших в ми­ре мас­те­ров ос­ве­ще­ния. Сни­мал так­же филь­мы ре­жис­сё­ров А. Шё­бер­га («Вар­ра­ва», 1953; «Су­дья», 1960), К. Вре­де («Один день Ива­на Де­ни­со­вича», 1970; «Вы­куп», 1974), М. Шел­ла («Пер­вая лю­бовь», 1970) и др. Ра­бо­тал во мно­гих стра­нах: во Фран­ции – с Л. Ма­лем («Чёр­ная лу­на», 1975), Р. По­лан­ски («Жи­лец», 1976); в США – с Ма­лем («Пре­ле­ст­ный ре­бё­нок», 1977), Б. Ра­фел­со­ном («Поч­таль­он все­гда зво­нит два­ж­ды», 1981). В 1977 был со­ре­жис­сё­ром (с И. Ту­лин и Э. Юсеф­со­ном), опе­ра­то­ром (с Ч. Ню­к­ви­стом) и про­дю­се­ром ф. «Один и один». Др. филь­мы: «Звез­да-80» Б. Фос­са (1983), «Тра­ге­дия Кар­мен» П. Бру­ка (1983), «Лю­бовь Сва­на» Ф. Шлён­дор­фа (1984), «Жерт­во­при­но­ше­ние» Анд­рея А. Тар­ков­ско­го (1986, СССР – Ита­лия), «Не­вы­но­си­мая лёг­кость бы­тия» Ф. Ка­уф­ма­на (1988), «Дру­гая жен­щи­на» (1988), «Пре­сту­п­ле­ния и про­ступ­ки» (1989), «Зна­ме­ни­тость» (1998), все – В. Ал­ле­на, «Ча­п­лин» Р. Ат­тен­бо­ро (1992), «Кри­сти­на, дочь Лав­ран­са» Л. Уль­ман (1995), «Но­во­год­няя ис­то­рия» П. Йейт­са (1997). По­ста­вил как ре­жис­сёр ф. «Бык» (1991). Н. по­свя­щён до­ку­мен­таль­ный ф. «Мой спут­ник свет» (2000), сня­тый его сы­ном К. Г. Ню­к­ви­стом (р. 2.5.1953, Сток­гольм).

Соч.: Vördnad för ljuset. Stockh., 1997.

Лит.: Ettedgui P. S. Nykvist // Ettedgui P. Cinematography. Wobum, 1998.

Вернуться к началу