Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НУРЕ́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 396-397

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Р. Х. Нуреев в партии Фрондосо («Лауренсия» А. А. Крейна).

НУРЕ́ЕВ (Ну­ри­ев) Ру­дольф Ха­ме­то­вич (17.3.1938, близ ст. Раз­доль­ная Ир­кут­ской обл. – 6.1.1993, Па­риж), ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, ди­ри­жёр. В 1955 по­сту­пил в ЛХУ (пе­да­гог А. И. Пуш­кин), по окон­ча­нии ко­то­ро­го в 1958–61 в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва. Пар­тии: Аль­берт («Жи­зель» А. Ада­на), Фрон­до­со («Лау­рен­сия» А. А. Крей­на), Де­зи­ре и Го­лу­бая пти­ца («Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), Со­лор и Ба­зиль («Бая­дер­ка» и «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са). В 1961 во вре­мя га­ст­ро­лей ос­тал­ся за ру­бе­жом. В Ко­ро­лев­ском ба­ле­те Ве­ли­ко­бри­та­нии был парт­нё­ром М. Фон­тейн. Од­но­времен­но вы­сту­пал в др. зап. труп­пах, в т. ч. в спек­так­лях, ко­то­рые спе­ци­аль­но для не­го ста­ви­ли: Ф. Аш­тон («Мар­га­ри­та и Ар­ман» на му­зы­ку Ф. Лис­та, 1963), Р. Пе­ти («По­те­рян­ный рай» М. Кон­ста­на, 1967; «Экс­та­зы» на му­зы­ку А. Н. Скря­би­на, 1968; «Пе­ле­ас и Ме­ли­сан­да» на му­зы­ку А. Шён­бер­га, 1969), Р. ван Дан­циг («Ка­на­ты вре­ме­ни» на му­зы­ку Я. Бур­ма­на, 1970; «Улисс» на му­зы­ку Р. Хау­бен­што­ка-Ра­ма­ти, 1979), М. Бе­жар («Пес­ни стран­ст­вую­ще­го под­мас­те­рья» на му­зы­ку Г. Ма­ле­ра, 1971), Г. Тет­ли («Три­стан» Х. В. Хен­це, 1974), М. Грэ­хем («Лю­ци­фер» Х. Эль-Даб­ха, 1975). Дж. Ба­лан­чин во­зоб­но­вил для Н. ба­лет «Ме­ща­нин во дво­рян­ст­ве» на му­зы­ку Р. Штрау­са (1979), а П. Ла­котт – «Мар­ко Спа­да» на му­зы­ку Д. Ф. Э. Обе­ра (1981). С сер. 1970-х гг. Н. га­ст­ро­ли­ро­вал в раз­ных стра­нах с про­грам­ма­ми «Ну­ре­ев и дру­зья» («Nu­reyev and Friends»). Од­на из вид­ней­ших фи­гур ми­ро­вой ба­лет­ной сце­ны 20 в., пер­вый из плея­ды вы­даю­щих­ся тан­цов­щи­ков, явив­ших­ся в хо­де об­нов­ле­ния Ле­нингр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва в сер. 1950-х – нач. 1960-х гг., Н. сра­зу об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние вир­ту­оз­но­стью тан­ца и са­мо­быт­ной экс­прес­си­ей. За ру­бе­жом су­мел не толь­ко сбе­речь дос­то­ин­ст­ва вос­пи­тав­шей его шко­лы, но и ов­ла­деть спе­ци­фич. осо­бен­но­стя­ми разл. школ клас­сич. тан­ца, а так­же куль­ту­рой и ме­то­ди­ка­ми раз­но­об­раз­ных на­прав­ле­ний сво­бод­но­го тан­ца. Пер­вым в столь боль­шой ме­ре со­че­тал в сво­ём твор­че­ст­ве раз­но­об­раз­ные тра­ди­ции 19 и 20 вв., Рос­сии и За­па­да, при­дя к но­во­му уни­вер­са­лиз­му, что ока­за­ло влия­ние на муж­ской та­нец во всём ми­ре. Тан­це­вал так­же в ба­ле­тах М. М. Фо­кина («Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го, «Ви­де­ние ро­зы» К. М. фон Ве­бе­ра, «По­ло­вец­кие пля­ски» на му­зы­ку А. П. Бо­ро­дина), Ба­лан­чи­на («Апол­лон Му­са­гет» и «Агон» Стра­вин­ско­го, «Блуд­ный сын» С. С. Про­кофь­е­ва), Дж. Роб­бин­са («По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на» на му­зы­ку К. Де­бюс­си, «Тан­цы на ве­че­рин­ке» на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на), Н. де Ва­луа («Шах­ма­ты» А. Блис­са), Тет­ли («Ла­би­ринт» на му­зы­ку Л. Бе­рио, «Лун­ный Пье­ро» на му­зы­ку Шён­бер­га), П. Тей­ло­ра («Оре­ол» на му­зы­ку Г. Ф. Ген­де­ля, «Кни­га зве­рей» на му­зы­ку М. де Фа­льи), Х. ван Ма­не­на («Че­ты­ре пье­сы Шу­ма­на» на му­зы­ку Р. Шу­ма­на), Х. Ли­мо­на («Па­ва­на мав­ра» на му­зы­ку Г. Пёр­сел­ла), Б. Куль­берг («Фре­кен Юлия» Т. Ранг­ст­рё­ма), Дж. Ной­май­е­ра («Дон Жу­ан» К. В. Глю­ка) и др. Как хо­рео­граф на­чи­нал с во­зоб­нов­ле­ния рус. ба­ле­тов, пе­рей­дя за­тем к соз­да­нию но­вых ре­дак­ций этих ба­ле­тов и к собств. со­чи­не­ни­ям: «Те­ни» из ба­ле­та «Бая­дер­ка» Мин­ку­са (1963), «Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва (1964), «Бу­ря» на му­зы­ку П. И. Чай­ков­ско­го (1982) – в Ко­ро­лев­ском ба­ле­те Ве­ли­ко­бри­та­нии; «Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го (1964), «Тан­кред» Хен­це, «Дон Ки­хот» Мин­ку­са (оба 1966, Ве­на), «Спя­щая кра­са­ви­ца» Чай­ков­ско­го (1966, Ми­лан), «Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го (1967, Сток­гольм; 1980, За­пад­ный Бер­лин), «Ро­мео и Джуль­ет­та» Про­кофь­е­ва (1977, «Лон­дон фес­ти­вал ба­лле»), «Ман­фред» на му­зы­ку Чай­ков­ско­го (1979) и «Бая­дер­ка» (1992) – в Па­риж­ской опе­ре. Боль­шин­ст­во по­ста­но­вок пе­ре­но­си­лось и на др. сце­ны. В 1983–89 арт-ди­рек­тор ба­ле­та Па­риж­ской опе­ры. Сни­мал­ся в филь­мах: «Я – тан­цов­щик» (1972), «Ва­лен­ти­но» (1977). С 1991 вы­сту­пал в ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра. Имя тан­цов­щи­ка но­сят про­хо­дя­щие еже­год­но Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь клас­сич. ба­ле­та в Ка­за­ни (с 1987, с 1993 име­ни Н.) и Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь ба­лет­но­го иск-ва в Уфе (с 1993).

Соч.: An autobiography. L., 1962; Ав­то­био­гра­фия. М., 1998.

Лит.: Geitel K. Der Tänzer R. Nurejew. B., 1967; Percival J. Nureyev: aspects of the dan­cer. L., 1976; Bland A. The Nureyev image. L., 1976; idem. Fonteyn and Nureyev. L., 1979; Watson P. Nureyev: a biography. L., 1994; Р. Ну­ре­ев. Три го­да на Ки­ров­ской сце­не: вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. СПб., 1995; Рюн­тю Ю. М. Р. Ну­ри­ев без ма­кия­жа. М., 1995; Стю­арт О. Р. Ну­ри­ев. Смо­ленск, 1998; Р. Ну­ре­ев: Фо­то­аль­бом. СПб., 1998; Со­лу­эй Д. Р. Ну­ре­ев на сце­не и в жиз­ни. Пре­врат­но­сти судь­бы. М., 2000; Finson B. Nureyev, the cho­reographer. Oakland, 2001; Май­ер-Стабль Б. Р. Ну­ре­ев. М., 2004; Fandel J. R. Nureyev. Manakato, 2006; Пе­ти Р. Тан лие с Ну­рие­вым. Н. Нов­го­род, 2007; Kavanagh J. Nu­reyev: the life. N. Y., 2007; Life behind the me­taphor: R. Nureyev and the Dutch National Ballet. Lexington, 2007; Dantzig van R. Re­membering Nureyev: the trail of a comet. Gai­nesville, 2008; Доль­фюс А. Не­по­ко­рен­ный Ну­ре­ев. М., 2010.

Вернуться к началу