НИЖИ́НСКИЙ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИЖИ́НСКИЙ Вацлав Фомич [17.12.1889, по др. данным, 28.2(12.3).1890, Киев – 8.4.1950, Лондон], рос. артист балета, хореограф. Сын польск. танцовщиков Э. Береды и Ф. Нижинского, брат Б. Ф. Нижинской. В 1907 окончил С.-Петерб. театральное уч-ще, в том же году принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актёра сразу вывел Н. на положение премьера. В академич. репертуаре он стал партнёром М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной. Первый исполнитель гл. партий в балетах: М. М. Фокина – Белый раб («Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина), Раб («Египетские ночи» А. С. Аренского), Юноша («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Н. Г. Легата – Ураган («Талисман» Р. Е. Дриго). В 1911 уволен из Мариинского театра за то, что самовольно надел для выступления в балете «Жизель» А. Адана новый костюм по эскизу А. Н. Бенуа. В 1909–13 ведущий танцовщик Русских сезонов С. П. Дягилева, первый исполнитель гл. партий в балетах, поставленных Фокиным: «Карнавал» на музыку Р. Шумана, «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (оба 1910), «Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера, «Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Нарцисс» Черепнина (все 1911), «Синий бог» Р. Ана, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (оба 1912). В 1912 Н. поставил для труппы Дягилева балет «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (Н. исполнил гл. партию), в 1913 – «Игры» на музыку Дебюсси и «Весну священную» Стравинского. Постановки Н. получили противоречивые оценки, вызвали резкие споры публики и критики, т. к. ломали устоявшиеся каноны академич. балетного спектакля и классич. танца, отрицали пластич. живопись фокинской реформы, предвосхищая будущие поиски балетного театра сер. 20 в. В 1914 Н. организовал собств. труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 вернулся в труппу Дягилева; поставил для её амер. гастролей балет «Тиль Уленшпигель» на музыку Р. Штрауса. Как танцовщик возродил искусство мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы. В балетмейстерской деятельности Н. опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив средства его образности. В 1917 психич. заболевание заставило артиста покинуть сцену. Судьбе Н. посвящены балеты «Нижинский, клоун божий» (балетм. М. Бежар), «Вацлав» (балетм. Дж. Ноймайер), «На Восток к Нижинскому» (балетм. М. Эйлам), «Нижинский» («Воспоминание юности»; реж. и балетм. Б. Манегатти), «Жизнь артиста, или Пленный фавн» (балетм. Н. А. Волкова), драматич. спектакли, кино- и телефильмы, опера.