Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАУ́МОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 148-149

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Кадр из фильма «Бег». Режиссёры А. А. Алов и В. Н. Наумов. 1971.

НАУ́МОВ Вла­ди­мир Нау­мо­вич (р. 6.12.1927, Ле­нин­град), рос. ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер, нар. арт. СССР (1983). Сын ки­но­опе­ра­то­ра Н. С. Нау­мо­ва-Стра­жа (1898–1957). В 1952 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская И. А. Сав­чен­ко; по­сле ско­ро­по­стиж­ной смер­ти учи­те­ля совм. с А. А. Ало­вым в 1951 за­вер­шил ф. «Та­рас Шев­чен­ко»). С 1957 ре­жис­сёр ки­но­сту­дии «Мос­фильм». В 1954–83 ра­бо­тал в со­ав­тор­ст­ве с Ало­вым. Ре­жис­сё­ры де­бю­ти­ро­ва­ли но­ва­тор­ской по ки­но­язы­ку ро­ман­тич. дра­мой «Тре­вож­ная мо­ло­дость» (1955). Од­ной из пер­вых кар­тин «от­те­пе­ли», по­ло­жив­ших на­ча­ло пе­ре­ос­мыс­ле­нию со­вет­ско­го ми­фа, стал ф. «Па­вел Кор­ча­гин» (1957). В тра­ди­ци­ях экс­прес­сио­низ­ма вы­дер­жа­на при­клю­ченч. ки­но­по­весть «Ве­тер» (1959). В ф. «Мир вхо­дя­ще­му» (1961, пр. Мкф в Ве­не­ции), по сти­ли­сти­ке тя­го­тев­шем к сим­во­лиз­му, впер­вые в отеч. ки­но в па­ци­фи­ст­ском клю­че во­пло­ще­на те­ма Вел. Отеч. вой­ны (не­ожи­дан­но воз­ник­ший мо­тив со­стра­да­ния к по­бе­ж­дён­но­му вра­гу вы­звал рез­кую офиц. кри­ти­ку). Чер­та­ми ост­ро­го гро­те­ска от­ме­чен ф. «Сквер­ный анек­дот» (по од­но­им. рас­ска­зу Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, 1966, вы­шел на эк­ра­ны в 1987) – од­на из пер­вых эк­ра­ни­за­ций, впря­мую апел­ли­рую­щих к совр. дей­ст­ви­тель­но­сти. Са­ти­рич. рас­сказ обер­нул­ся кар­на­валь­ной, фар­со­вой прит­чей, раз­мыш­ле­ни­ем о про­ти­во­ре­чи­ях рос. мен­таль­но­сти. Эк­ра­ни­за­ции 1970-х гг. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся мас­штаб­но­стью и жи­во­пис­но­стью ис­пол­не­ния: тра­ги­фар­со­вая фре­ска «Бег» по про­из­ве­де­ни­ям М. А. Бул­га­ко­ва (1971), мно­го­се­рий­ная «Ле­ген­да о Ти­ле» по мо­ти­вам ро­ма­на Ш. Де Кос­те­ра (1977). Филь­мы «Те­ге­ран-43» (1981, гл. пр. Мкф в Мо­ск­ве) и «Бе­рег» (1984; Гос. пр. СССР, 1985), объ­е­ди­няю­щие в се­бе осо­бен­но­сти зри­тель­ско­го и ав­тор­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа, свя­зы­ва­ет горь­ко-пес­си­ми­стич. ин­то­на­ция, обу­слов­лен­ная тра­гич. ито­га­ми 20 в. Осо­бой уда­чей Н. ста­ла иро­ни­че­ски-аван­тюр­ная ки­но­по­весть «Де­сять лет без пра­ва пе­ре­пис­ки» (1990). Сре­ди др. филь­мов: «Вы­бор» (1987), «За­кон» (1989), «Бе­лый празд­ник» (1994), «Ча­сы без стре­лок» (2001), «Джо­кон­да на ас­фаль­те» (2007). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев мн. сво­их и др. филь­мов. Вы­сту­па­ет так­же как про­дю­сер. С 1987 ру­ко­во­ди­тель сту­дии «Со­юз» ки­но­кон­цер­на «Мос­фильм». В 1980–2000 пре­по­да­вал во ВГИКе, проф. (с 1984).

Соч.: Алов А. А., Нау­мов В. Н. Ста­тьи. Сви­де­тель­ст­ва. Вы­ска­зы­ва­ния. М., 1989; Нау­мов В. Н., Бе­ло­хво­сти­ко­ва Н. Н. В кад­ре. М., 2000.

Лит.: Го­ро­дец­кий А. В. Нау­мов. М., 1987.

Вернуться к началу