Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЗИ́МОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 694

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Г. Литаврина
А. А. Назимова в фильме «Дама с камелиями».1921.

НАЗИ́МОВА Ал­ла Алек­сан­д­ров­на (наст. фам., имя и от­чест­во Ле­вен­тон Аде­лаи­да Яков­лев­на) [23.5(4.6).1879, Ял­та – 13.7.1945, Бе­вер­ли-Хилс, штат Ка­ли­фор­ния], рос. и амер. ак­три­са, ре­жис­сёр, про­дю­сер. В 1899 окон­чи­ла дра­ма­тич. от­де­ле­ние Муз.-дра­ма­тич. учи­ли­ща Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва (класс Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко). В 1898 при­ня­та в труп­пу толь­ко что со­здан­но­го МХТ, ра­бо­та­ла до 1900, в осн. ис­пол­няя эпи­зо­дич. ро­ли (Эльф – «По­то­нув­ший ко­ло­кол» Г. Га­упт­ма­на, Цве­точ­ни­ца – «Ве­не­ци­ан­ский ку­пец» У. Шек­спи­ра, и др.). В 1900–04 ра­бо­та­ла в про­винц. ант­ре­при­зах (Боб­руйск, Виль­на, Ко­ст­ро­ма и др.). В 1900–05 по­сто­ян­ная парт­нёр­ша П. Н. Ор­ле­не­ва (Ре­ги­на – «При­ви­де­ния» Г. Иб­се­на, Гру­шень­ка – «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му). Во вре­мя га­ст­ро­лей 1905–06 при­ня­ла ре­ше­ние ос­тать­ся в США (с 1906 иг­ра­ла на англ. яз.). Став ве­ду­щей ак­три­сой на Брод­вее, в 1912 по­лу­чи­ла пре­мию кри­ти­ки как луч­шая ис­пол­ни­тель­ни­ца иб­се­нов­ских ро­лей (Гед­да Габ­лер в од­но­им. пье­се, Хиль­да – «Строи­тель Соль­нес», Но­ра – «Ку­коль­ный дом», и др.). В 1910 на 39-й ули­це Нью-Йор­ка был от­крыт «Те­атр На­зи­мо­вой». Н. тя­го­те­ла к во­пло­ще­нию яр­ких, силь­ных ха­рак­те­ров, её ак­тёр­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти бы­ли при­су­щи вы­со­кая эмо­цио­наль­ность, раз­вёр­ну­тый пси­хо­ло­гич. ана­лиз, сти­ли­стич. точ­ность. На­чав с ув­ле­че­ния «эк­зо­тич. ге­рои­ня­ми» и не­ко­то­рой де­ко­ра­тив­но­стью, об­ре­ла от­то­чен­ное дра­ма­тич. мас­тер­ст­во в рас­кры­тии жен­ских об­ра­зов «но­вой дра­мы» (Ра­нев­ская – «Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва, Кри­стин – «Тра­ур – участь Элек­тры» Ю. О’Нила). Тра­гич. вы­сот Н. дос­тиг­ла в ро­ли фру Аль­винг («При­ви­де­ния» Иб­се­на, 1935). В 1916 де­бю­ти­ро­ва­ла в не­мом ки­но («Не­вес­ты вой­ны»); завоевала по­пу­ляр­ность в ме­ло­дра­ма­тич. ро­лях, прив­не­ся в них изы­скан­ность мо­дер­на и ар де­ко («Крас­ный фо­нарь»). Про­дю­сер филь­мов «Да­ма с ка­ме­лия­ми» (1921) и «Са­ло­мея» (1922), в ко­то­рых ис­пол­ни­ла гл. ро­ли. В зву­ко­вом ки­но вы­сту­па­ла в ро­лях вто­ро­го пла­на («Кровь и пе­сок», «В на­ше вре­мя»). С нач. 1920-х гг. Н. – са­мая вы­со­ко­оп­ла­чи­вае­мая ак­три­са Гол­ли­ву­да. Ра­бо­та­ла на ра­дио. Ав­тор ав­то­био­гра­фич. за­пи­сок «Incidents» (не из­да­ны).

Лит.: Lambert G. Nazi­mo­va: a biography. N. Y., 1997; Вульф В. А. На­зи­мо­ва // Вульф В., Че­бо­тарь С. Жен­ское ли­цо Рос­сии. М., 2005; Ва­силь­ев А. А. На­зи­мо­ва // Ва­силь­ев А. Рус­ский Гол­ли­вуд. М., 2010; Ли­тав­ри­на М. Г. Аме­ри­кан­ские са­ды А. На­зи­мо­вой. М., 2012.

Вернуться к началу