Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОТЫ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 336-337

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
В. Я. Мотыль. Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья» (в роли Николая I – В. Б. Ливанов). 1975.

МОТЫ́ЛЬ Вла­ди­мир Яков­ле­вич (26.6.1927, Ле­пель, БССР – 21.2.2010, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, сце­на­рист, засл. де­ят. ис­кусств РФ (1992), нар. арт. РФ (2003). В 1948 окон­чил ак­тёр­ское от­де­ле­ние Сверд­лов­ско­го те­ат­раль­но­го уч-ща, в 1957 – ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Ураль­ско­го ун-та. В кон. 1940-х – 1-й пол. 1950-х гг. ре­жис­сёр и ак­тёр в те­ат­рах Сверд­лов­ска, Ниж­не­го Та­ги­ла и др. В 1955–57 гл. реж. Сверд­лов­ско­го ТЮЗа. В 1957–60 вто­рой ре­жис­сёр на Сверд­лов­ской ки­но­сту­дии. В 1963 де­бю­ти­ро­вал на ки­но­сту­дии «Тад­жик­фильм» ф. «Де­ти Па­ми­ра» (по мо­ти­вам по­эмы «Ле­нин на Па­ми­ре» М. Мир­ша­ка­ра), пре­вра­тив ис­то­ри­ко-ре­во­люц. сце­на­рий для де­тей в тон­кий иро­нич­ный фильм с эле­мен­та­ми при­ми­ти­вист­ско­го сти­ля. Став­ший ос­но­во­по­ла­гаю­щим в твор­че­ст­ве М. прин­цип ост­ра­не­ния по­зво­лял ре­жис­сё­ру пре­вра­щать лю­бой сю­жет в прит­чу. В ред­ком для отеч. ки­но 1960-х гг. жан­ре ге­ро­ич. ко­ме­дии сня­ты филь­мы «Же­ня, Же­неч­ка и "ка­тю­ша"» (1967, впер­вые трак­то­вал те­му Вел. Отеч. вой­ны в па­ци­фи­ст­ском клю­че) и «Бе­лое солн­це пус­ты­ни» (1970; Гос. пр. РФ, 1997; со­вмес­тил жан­ры луб­ка и вес­тер­на). Во мно­гом пре­до­пре­де­лив­ший по­этич. сти­ли­сти­ку био­гра­фич. ки­но­фан­та­зий 1970-х гг. фильм о тра­ге­дии де­каб­ри­стов и их жён «Звез­да пле­ни­тель­но­го сча­стья» (1975) снят в жан­ре эле­гич. ро­ман­са. В 1980–90-х гг. М. соз­да­вал эк­ра­ни­за­ции лит. про­из­ве­де­ний: ф. «Лес» – гро­те­ско­во-фан­тас­ма­го­рич. трак­тов­ку пье­сы А. Н. Ост­ров­ско­го (1980, вы­шел в 1987), иро­нич. кар­ти­ну с мис­тич. ин­то­на­ци­ей на те­мы рас­ска­зов А. П. Че­хо­ва «Не­ве­ро­ят­ное па­ри, или Ис­тин­ное про­ис­ше­ст­вие, бла­го­по­луч­но за­вер­шив­шее­ся сто лет на­зад» (1984, т/ф), ос­мыс­ли­ваю­щий тра­гич. со­бы­тия нач. 1920-х гг. т/ф «Жил-был Шиш­лов» (1987, по мо­ти­вам пье­сы «Мол­ва» А. Д. Са­лын­ско­го), филь­мы «Рас­ста­нем­ся – по­ка хо­ро­шие» (1991, по рас­ска­зу «Дуд­ка ста­ро­го Ха­са­на» Ф. А. Ис­кан­де­ра) и «Не­сут ме­ня ко­ни…» (1996, по по­вес­ти «Ду­эль» и др. про­из­ве­де­ни­ям Че­хо­ва). В 2010 М. по­ста­вил со­ци­аль­но-ис­то­рич. ки­но­ро­ман «Баг­ро­вый цвет сне­го­па­да». Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев мно­гих сво­их филь­мов, а так­же филь­мов «Честь имею» (совм. с М. А. За­ха­ро­вым, 1987, реж. О. С. Ту­ла­ев) и «Ох­ла­мон» (совм. с реж. Э. Р. Ред­же­по­вым, 1993). В 1976–85 худ. рук. Сту­дии ху­дож. филь­мов творч. объ­е­ди­не­ния «Эк­ран» Гос­те­ле­ра­дио СССР. В 1977–2004 (с пе­ре­ры­ва­ми) пре­по­да­вал на Выс­ших кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров (в 1992–98 и 2002–04 худ. рук. ре­жиссёр­ско­го от­де­ле­ния). С 1993 ру­ко­во­ди­тель не­за­ви­си­мой сту­дии «Ари­он», с 2001 – «Сту­дии Вла­ди­ми­ра Мо­ты­ля».

Соч.: В не­во­ле у строп­ти­во­го вы­мыс­ла // Ха­рак­тер в ки­но. М., 1974; Син­тез ус­лов­но­сти и дос­то­вер­но­сти // Ки­но­па­но­ра­ма. М., 1977. Вып. 2; Же­ня, Же­неч­ка и «ка­тю­ша». Сце­на­рий (совм. с Б. Ш. Окуд­жа­вой) // Окуд­жа­ва Б. Ш. Ка­п­ли Дат­ско­го ко­ро­ля. М., 1991.

Вернуться к началу