Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИХО́ЭЛС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 507

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Иванов
С. М. Михоэлс в спектакле «Тевье-молочник» по Шолом-Алейхему.

МИХО́ЭЛС (наст. фам. Во­вси) Со­ло­мон (Шло­мо) Ми­хай­ло­вич [4(16).3.1890, Двинск, ны­не Дау­гав­пилс – 13.1.1948, Минск; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, об­ществ. дея­тель, нар. арт. СССР (1939). Из со­стоя­тель­ной ха­сид­ской се­мьи. По­лу­чил тра­диц. ре­лиг. об­ра­зо­ва­ние в хе­де­ре. С 1911 в Ки­ев­ском ком­мерч. ин-те, от­ку­да ис­клю­чён за уча­стие в сту­денч. бес­по­ряд­ках. В 1915–18 на юри­дич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та. С 1919 в ор­га­ни­зо­ван­ном А. М. Гра­нов­ским в Пет­ро­гра­де Гос. евр. ка­мер­ном те­ат­ре (ГОСЕКТ; с 1920 в Мо­ск­ве, с 1925 ГОСЕТ). Уже в пер­вые се­зо­ны за­нял ве­ду­щее по­ло­же­ние в труп­пе. По­сле ис­пол­не­ния ро­ли Ста­ро­го ев­рея («Грех» Ш. Аша, 1919) взял сце­нич. псевд. М. (сын Ми­хаи­ла). Ро­ли 1920-х гг.: Ме­на­хэм-Мен­дель, реб Ал­тер, Ши­ме­ле («Аген­ты», «Маз­лтов», «200.000» по Шо­лом-Алей­хе­му), Гоц­мах («Кол­ду­нья» по А. Гольд­фа­де­ну), Ве­ниа­мин («Пу­те­ше­ст­вие Ве­ниа­ми­на III» по Мен­де­ле Мойхер-Сфо­ри­му) и др. Об­ра­зы евр. клас­си­ки М. во­пло­щал сред­ст­ва­ми «ле­во­го» те­ат­ра. Он прив­нёс в иск-во ГОСЕТа сти­хию нац. жиз­ни, вос­хо­дя­щий к ха­си­диз­му экс­та­тич. спо­соб чув­ст­во­ва­ния и осо­бый па­ра­док­сальный строй мыш­ле­ния, по­зво­ляю­щий взгля­нуть на мир с не­ожи­дан­ных то­чек зре­ния. Ев­роп. га­ст­ро­ли ГОСЕТа 1928 (Гер­ма­ния, Фран­ция, Бель­гия, Гол­лан­дия, Ав­ст­рия) при­нес­ли те­ат­ру все­мир­ное при­зна­ние. С 1929 пос­ле эми­гра­ции Гра­нов­ско­го М. – худ. рук. ГОСЕТа. Сре­ди по­ста­но­вок: «Че­ты­ре дня» М. Н. Да­ни­эля (1931), «Спец» И. М. До­б­ру­ши­на и И. М. Ну­си­но­ва (1932), «Ме­ра стро­го­сти» Д. Р. Бер­гель­со­на (1933), «Раз­бой­ник Бойт­ре» М. С. Куль­ба­ка (1936), «Су­ла­мифь» по Гольд­фа­де­ну (1937), «Те­вье-мо­лоч­ник» (1938) и «Блу­ж­даю­щие звёз­ды» (1941) по Шо­лом-Алей­хе­му, «Пир» П. Д. Мар­ки­ша (1939). Наи­бо­лее пол­но ре­жис­сёр­ское да­ро­ва­ние М. рас­кры­лось в со­здан­ном по мо­ти­вам евр. муз. фольк­ло­ра спек­так­ле-кар­на­ва­ле «Фрей­лехс» З. Шне­ера (1945; Гос. пр. СССР, 1946).

В ак­тёр­ском твор­че­ст­ве М. кон. 1920-х – 1930-х гг. уси­ли­лись тра­гич. мо­ти­вы, дос­тиг­шие куль­ми­на­ции в «Ко­ро­ле Ли­ре» У. Шек­спи­ра (1935, реж. С. Э. Рад­лов, худ. А. Г. Тыш­лер). Соз­дан­ный М. об­раз ко­ро­ля Ли­ра, ока­зав­ше­го­ся во вла­сти аб­ст­ракт­ных идей, но про­зре­ваю­ще­го тра­гич. прав­ду, при­над­ле­жит к выс­шим дос­ти­же­ни­ям ак­тёр­ско­го иск-ва 20 в. М. снял­ся в филь­мах «Ев­рей­ское сча­стье», «Цирк», «Се­мья Оп­пен­гейм». Пре­по­да­вал в уч-ще при ГОСЕТе, проф. (1941). В 1939 на­граж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

В го­ды Вел. Отеч. вой­ны воз­глав­лял Евр. ан­ти­фа­ши­ст­ский к-т; в 1943 со­вер­шил по­езд­ку по США, Ка­на­де, Мек­си­ке и Ве­ли­ко­бри­та­нии, со­би­рая сред­ст­ва для Сов. Ар­мии. Как пред­ста­ви­тель К-та по Ста­лин­ским пре­ми­ям в нач. 1948 вы­ехал в Минск, где был убит, воз­мож­но, по ука­за­нию И. В. Ста­ли­на (офиц. вер­сия – по­гиб «в ре­зуль­та­те ав­то­мо­биль­ной ка­та­ст­ро­фы»). Ги­бель М. по­слу­жи­ла сиг­на­лом к на­ча­лу на­сту­п­ле­ния на евр. куль­ту­ру в СССР. В 1952 в хо­де «вра­чей де­ла» М. был объ­яв­лен «аген­том Джойн­та».

Соч.: Ста­тьи, бе­се­ды, ре­чи. Ста­тьи и вос­по­ми­на­ния о Ми­хо­эл­се. 3-е изд. М., 1981.

Лит.: Picon-Vallin B. Le théâtre juif soviéti­que pendant les années vingt. Lausanne, 1973; Во­вси-Ми­хо­элс НС. Мой отец С. Ми­хо­элс. М., 1997; Гей­зер М. М. Ми­хо­элс. М., 2004; Ива­нов В. В. ГОСЕТ: по­ли­ти­ка и ис­кус­ст­во. 1919–1928. М., 2007.

Вернуться к началу