МИРА́КЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИРА́КЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculum – чудо), жанр ср.-век. театра, изображение жизни к.-л. христианского святого и чудес, творимых им или Девой Марией. Возник в 12 в.; достиг расцвета в 13–14 вв. Получил распространение во Франции, Англии, Нидерландах, Германии и Испании (где был близок жанру ауто). Лит. основу М. составляли гл. обр. жития; особой популярностью пользовались М. о Деве Марии, спасающей раскаявшегося грешника, и о св. Николае. Кульминацией М. был эпизод чуда, которое и приводило действие к благополучной развязке. Наиболее известны М.: «Игра о Св. Николае» Жана Боделя (пост. в 1201; древнейший из авторских драматич. текстов во франц. лит-ре), «Миракль о Теофиле» Рютбёфа (ок. 1261; в рус. пер. А. А. Блока – под назв. «Действо о Теофиле», 1907). Постановки М. осуществлялись клиром на средства церковного совета, а также братствами «школяров» и гистрионов. В М. внимание зрителя направлено не на игру актёра, а на постановочные трюки, обеспечивающие эффект зримого воплощения чуда. Тема вмешательства святого в земные дела обусловила включение в М. уже на ранних этапах его истории жанровых сценок. Для М. характерно сочетание сверхъестественных и бытовых мотивов, религиозно-дидактического и развлекательного начал. С М. связано проникновение в ср.-век. европ. драму комич. элемента, оформившегося со временем в самостоят. жанр (см. Фарс). В Англии термином «М.» обозначали также мистерию. В 16–17 вв. форму М. широко использовали драматурги исп. театра «золотого века». В репертуаре школьного театра М. сохранялся по меньшей мере до кон. 17 в. В нач. 20 в. к М. обращались символисты М. Метерлинк («Сестра Беатриса», 1900; «Чудо Св. Антония», 1903), К. Г. Фольмёллер (мимодрама «Миракль», пост. в 1911, реж. М. Рейнхардт; экранизирована в 1912) и др.