Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИЛЬТИ́НИС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 328

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Алексайте
Ю. Мильтинис. Сцена из спектакля «Смерть коммивояжёра» А. Миллера. Паневежский драматический театр.

МИЛЬТИ́НИС (Miltinis) Юо­зас [3(16).9.1907, Ак­мя­не – 13.7.1994, Па­не­ве­жис], ли­тов. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1973). В 1931 в Кау­на­се окон­чил Шко­лу ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва при Гос. те­ат­ре Лит­вы. В 1931–32 ак­тёр Шяу­ляй­ско­го от­де­ле­ния Гос. те­ат­ра. В 1930-х гг. учил­ся в те­ат­раль­ной сту­дии Ш. Дюл­лена в Па­ри­же. В 1937–40 со­труд­ник ж. «Naujoji Romuva» в Кау­на­се, где в 1938–40 ру­ко­во­дил те­ат­раль­ной сту­ди­ей Двор­ца тру­дя­щих­ся. На ба­зе сту­дии в 1940 был ос­но­ван Па­не­веж­ский дра­ма­тич. те­атр (в 1941–44 Па­не­веж­ский гор. те­атр), до 1980 (с пе­ре­ры­вом) М. – худ. рук. и гл. реж. это­го те­ат­ра (в 1995 те­ат­ру при­свое­но имя М.). Наи­бо­лее зна­чит. по­ста­нов­ки 1940-х гг.: «Воль­по­не» Б. Джон­со­на (роль Воль­по­не), «По­росль» К. Бин­ки­са (роль Ке­рай­ти­са; оба 1941), «Вос­кре­се­ние» П. Вай­чю­на­са (1942), «Де­неж­ки» С. Чюр­лё­не­не-Ки­ман­тай­те (1943), «Ген­рих Чет­вёр­тый» Л. Пи­ран­дел­ло (1944, за­глав­ная роль), «В су­мер­ках» А. Ве­нуо­ли­са (1945), «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля (1946), «Жорж Дан­ден» (1947) и «Мни­мый боль­ной» (1950, роль Ар­га­на) Моль­е­ра. В 1954 был уво­лен из те­ат­ра «за фор­ма­ли­стич. ре­жис­су­ру и пре­неб­ре­же­ние сис­те­мой К. Ста­ни­слав­ско­го». До кон. 1950-х гг. реж. дуб­ля­жа Ли­тов. ки­но­сту­дии. Под чу­жи­ми фа­ми­лия­ми ста­вил спек­так­ли в Па­не­веж­ском те­ат­ре (в т. ч. под фам. В. Бле­дис: «Гед­да Габ­лер» Г. Иб­се­на и «Се­виль­ский ци­рюль­ник» П. Бо­мар­ше, оба 1957; «Смерть ком­ми­воя­жё­ра» А. Мил­ле­ра, 1958, пер­вая по­ста­нов­ка пье­сы на тер­ри­то­рии СССР), в ко­то­рый офи­ци­аль­но вер­нул­ся в 1959. Ре­жис­сёр-ин­тел­лек­ту­ал, М. в сво­их спек­так­лях ана­ли­зи­ро­вал кон­фликт лич­но­сти и об­ще­ст­ва, рас­кры­вая про­ти­во­ре­чи­вый и тра­гич­ный внутр. мир че­ло­ве­ка, тай­ны его под­соз­на­ния; в тек­стах пьес под­чёр­ки­вал на­пря­же­ние и ди­на­ми­ку мыс­ли, от­ка­зы­ва­ясь от ме­ло­дра­ма­тич. эф­фек­тов и сен­ти­мен­таль­но­сти: «Ива­нов» А. П. Че­хо­ва (1960), «Мак­бет» У. Шек­спи­ра (1961), «Там, за две­рью» В. Борхер­та и «Тай­на Адо­ма­са Брун­зы» Ю. Гру­ша­са (оба 1966), «Фи­зи­ки» (1967) и «Франк Пя­тый» (1969) Ф. Дюр­рен­мат­та. Как ак­тёр снял­ся в филь­мах «За­ря над Ня­му­на­сом», «Адам хо­чет быть че­ло­ве­ком», «Ша­ги в но­чи», «Но­чи без ноч­ле­га». В 1940–80 ру­ко­во­дил соз­дан­ной им при Па­не­веж­ском дра­ма­тич. те­ат­ре сту­ди­ей. Сре­ди уче­ни­ков: Б. Баб­кау­скас, Д. Ба­нио­нис, К. Вит­кус, Р. Зда­на­ви­чю­те, А. Ма­сю­лис, Э. Шул­гай­те. Гос. пр. Ли­тов. ССР (1965). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1971). В Па­не­ве­жи­се в 1996 в квар­ти­ре М. от­крыт Центр изу­че­ния на­сле­дия Юо­за­са Миль­ти­ни­са.

Лит.: Са­ка­лау­скас Т. Мо­но­ло­ги: жизнь Миль­ти­ни­са. Виль­нюс, 1987; J. Miltinio repetici­jos / Sud. J. Glinskis. Vilnius, [1997]–1999. T. 1–3; Sakalauskas T. Miltinio apologija. Vilnius, 1999; Režisieriaus J. Miltinio dailės ku̅rinių rinkinio katalogas: tapyba, grafika, skulptu̅ra / Sud. R. Klimavičius. Panevėžys, 2004; J. Mil­tinio asmeninė biblioteka: katalogas / Sud. A. Mikelinskaitė. Panevėžys, 2008; Meninin­kas ir asmenybė. [Vilnius], 2008; J. Miltinis: bibliografija (1932–1992). Panevėžys, 1993.

Вернуться к началу