Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́ШКЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 198

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. П. Голдовский
М. Мешке. Сцена из спектакля «Король Убю» А. Жарри. «Marionetteatern». Стокгольм.

МЕ́ШКЕ (Meschke) Ми­ха­эль (р. 14.7.1931, Дан­циг, Гер­ма­ния; ны­не Гданьск, Поль­ша), швед. ре­жис­сёр те­ат­ра ку­кол, ху­дож­ник, дра­ма­тург, пе­да­гог. По про­ис­хо­ж­де­нию не­мец. В 1939 с семь­ёй эмиг­ри­ро­вал в Шве­цию (Сток­гольм). В 1951–53 изу­чал иск-во те­ат­ра ку­кол в Гер­ма­нии (г. Бра­ун­швайг), так­же брал уро­ки пан­то­ми­мы у Э. Дек­ру в Па­ри­же. В 1956 в Сток­голь­ме вы­пус­тил ку­коль­ный спек­такль «Ис­то­рия сол­да­та» (на му­зы­ку И. Ф. Стра­вин­ско­го). В 1958–98 ру­ко­во­дил соз­дан­ным им в Сток­голь­ме ста­цио­нар­ным те­ат­ром ма­рио­не­ток «Ma­rionetteatern» («Сказ­ки Гоф­ма­на», 1959; «Смерть Дан­то­на» Г. Бюх­не­ра, 1971; «Ма­лень­кий принц» А. де Сент-Эк­зю­пе­ри и «Звез­да и смерть Хоа­ки­на Мурь­е­ты» П. Не­ру­ды, оба 1973; «Ан­ти­го­на» Со­фок­ла, 1977; «Вин­ни Пух» А. Мил­на и «Одис­сея» Го­ме­ра, оба 1985; «Дон Ки­хот» М. де Сер­ван­те­са, 1988; «Апо­ка­лип­сис», 1998, ав­тор пье­сы М.). М. ис­поль­зу­ет в од­ном пред­став­ле­нии кук­лы раз­ных ти­пов (ма­рио­нет­ки, план­шет­ные, пло­ские, вер­хо­вые кук­лы), разл. те­ат­раль­ные фор­мы (мас­ка, дра­ма­тич. иск-во, пан­то­ми­ма), а так­же тра­ди­ции те­ат­ра ку­кол стран Воcтока (кит., япон., ин­до­не­зий­ско­го). Ми­ро­вую сла­ву М. как соз­да­те­лю проф. швед. те­ат­ра ку­кол при­нёс аван­гард­ный спек­такль «Ко­роль Убю» А. Жар­ри (1964). На­ря­ду с кук­ла­ми, в нём дей­ст­во­ва­ли ак­тё­ры: скры­тые под мас­ка­ми и бу­та­фор­ски­ми пан­ци­ря­ми, с по­мо­щью спе­ци­фич. «де­ре­вян­ной» пла­сти­ки они ак­цен­ти­ро­ва­ли ус­лов­ность ме­та­фо­рич. те­ат­ра. Раз­ме­ры пер­со­на­жей и тех­ни­ка кук­ло­во­ж­де­ния ме­ня­лись в за­ви­си­мо­сти от зна­че­ния ка­ж­дой сце­ны. При­двор­ных изо­бра­жа­ли боль­шие пло­ские кук­лы, на­род – по­доб­ные кук­лы мень­ше­го раз­ме­ра. Ху­дож. ре­ше­ние спек­так­ля яс­но и ла­ко­нич­но вы­ра­жа­ло гл. те­му – не­при­ятие на­си­лия и ав­то­ри­та­риз­ма. В 1990 М. соз­дал в Сток­голь­ме Шко­лу те­ат­ра ку­кол, с 2000-х гг. так­же пре­по­да­ёт за ру­бе­жом (Фран­ция, Фин­лян­дия и др.), чи­та­ет лек­ции в ря­де ев­роп. ун-тов. В 1998 воз­гла­вил Ме­ж­ду­нар. му­зей ку­кол в Сток­голь­ме (соз­дан им в 1973). В 1976–88 ви­це-пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. сою­за дея­те­лей те­ат­ра ку­кол (UNIMA), ко­то­рый в 2006 уч­ре­дил приз им. М. Меш­ке.

Соч.: Dockteaterlädan – en handledning om docktillverkning. Stockh., 1975; En estetik för dockteater. Stockh., 1989 (med М. Sorenson); Marionettisten: memoarer. Stockh., 2002; Tex­ter om dockteater; 1949–2004. Stockh., 2006; Le théâtre au bout des doigts. P., 2010.

Вернуться к началу