Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́СХИЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 73

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Я. Л. Бутовский

МЕ́СХИЕВ Дмит­рий Да­вы­до­вич (25.8.1925, Тиф­лис – 16.4.1983, Ле­нин­град), рос. ки­но­опе­ра­тор, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1976). С 1951, по окон­ча­нии ВГИКа (мас­тер­ская А. В. Галь­пе­ри­на), на ки­но­сту­дии «Лен­фильм» – ас­си­стент на ф. «Над Не­ма­ном рас­свет» (1953, реж. А. М. Файн­цим­мер, гл. опе­ра­тор А. Н. Мо­ск­вин). Про­буя се­бя в пер­вые го­ды в разл. сти­ли­стич. ма­не­рах («Смерть Па­зу­хи­на» Г. Г. Ни­ку­ли­на, «Под стук ко­лёс» М. И. Ер­шо­ва – оба 1959; «Да­ма с со­бач­кой» И. Е. Хей­фи­ца, 1960, М. – опе­ра­тор совм. с Мо­ск­ви­ным), до­бил­ся уни­вер­саль­но­го мас­тер­ст­ва опе­ра­тор­ско­го ре­ше­ния в луч­ших сво­их ра­бо­тах: в до­ве­дён­ной до сим­во­лич. обоб­щён­но­сти изо­бра­зит. экс­прес­сии ф. «Пом­ни, Кас­пар!» Ни­ку­ли­на (1965), в ли­рич. жи­во­пи­си ф. «Дол­гая сча­ст­ли­вая жизнь» Г. Ф. Шпа­ли­ко­ва (1967), в рас­кры­ваю­щей внутр. кон­флик­ты цве­то­вой дра­матур­гии ф. «Иг­рок» А. В. Ба­та­ло­ва и пси­хо­ло­ги­че­ски точ­ных порт­ре­тах ф. «Мо­но­лог» И. А. Авер­ба­ха (оба 1973), в ви­зу­аль­ной по­ли­сти­ли­сти­ке ф. «Звез­да пле­ни­тель­но­го сча­стья» В. Я. Мо­ты­ля (1975). Раз­ви­вая дос­ти­же­ния Мо­ск­ви­на, М. в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­лил пу­ти раз­ви­тия ле­нингр. опе­ра­тор­ско­го иск-ва 1960–70-х гг. Сре­ди др. филь­мов: «Мак­сим Пе­ре­пе­ли­ца» (1956), «Крот­кая» (1960), «По­ло­са­тый рейс» (1961), «Два би­ле­та на днев­ной се­анс» (1967), «Дра­ма из ста­рин­ной жиз­ни» (1972), «Сен­ти­мен­таль­ный ро­ман» (1977), «Че­ло­век, ко­то­ро­му вез­ло» (1978), «Ухо­дя – ухо­ди» и «Пу­те­ше­ст­вие в дру­гой го­род» (оба 1980), т/ф «Труф­фаль­ди­но из Бер­га­мо» (1977).

Соч.: Тен­ден­ции раз­ви­тия опе­ра­тор­ско­го ис­кус­ст­ва и ки­но­тех­ни­ка (совм. с Я. Л. Бу­тов­ским) // Тех­ни­ка ки­но и те­ле­ви­де­ния. 1979. № 9.

Лит.: Авер­бах И. А. Д. Д. Мес­хи­ев // Ис­кус­ст­во ки­но. 1983. № 11; Ада­мен­ко Н. Е. Д. Д. Мес­хи­ев и эпи­чес­кий сим­во­лизм филь­ма «Пом­ни, Кас­пар!» // Ки­но­вед­че­ские за­пис­ки. 2003. № 63; она же. Д. Мес­хи­ев и по­эти­че­ский реа­лизм филь­ма «Дол­гая сча­ст­ли­вая жизнь» // Там же. 2003. № 64.

Вернуться к началу