Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕССЕРЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 56

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
А. М. Мессерер в концертном номере «Футболист» на музыку А. Н. Цфасмана.

МЕССЕРЕ́Р Асаф Ми­хай­ло­вич [6(19).11.1903, Виль­на – 7.3.1992, Мо­ск­ва], рос. ар­тист ба­ле­та, пе­да­гог, ба­лет­мей­стер, нар. арт. СССР (1976), засл. дея­тель ис­кусств Ли­тов. ССР (1953). Пред­ста­ви­тель те­ат­раль­но-ху­дож. ди­на­стии Мес­се­ре­ров-Пли­сец­ких, брат С. М. Мес­се­рер, отец Б. А. Мес­се­ре­ра. Учить­ся ба­ле­ту на­чал в ча­ст­ных сту­ди­ях Мо­ск­вы, в т. ч. в 1918–19 в сту­дии М. М. Морд­ки­на. Бла­го­да­ря ис­клю­чит. при­род­ным дан­ным в 16 лет при­нят в МХУ (пе­да­гог А. А. Гор­ский). В 1921–54 в труп­пе моск. Боль­шо­го те­ат­ра. Об­ла­да­тель фе­но­ме­наль­но­го прыж­ка и стре­ми­тель­но­го ди­на­мич­но­го вра­ще­ния, М. был од­ним из пер­вых тан­цов­щи­ков сво­его по­ко­ле­ния, мо­дер­ни­зи­ро­вав­ших клас­сич. ба­лет­ную тех­ни­ку. Спор­тив­ный стиль, вне­дрён­ный М. на ака­де­мич. сце­не, транс­фор­ми­ро­вал и тра­диц. ма­не­ру ис­пол­не­ния. Был од­ним из пер­вых сов. ар­тис­тов ба­ле­та, вы­ехав­ших на за­руб. га­ст­ро­ли (1929 – Лат­вия, Лит­ва, Эс­то­ния; 1932 – Лат­вия; 1933 – Шве­ция, Да­ния, Гер­ма­ния, Фран­ция). Ре­пер­ту­ар ар­ти­ста вклю­чал ве­ду­щие пар­тии в ба­ле­тах М. И. Пе­ти­па (Зиг­фрид, Го­лу­бая пти­ца, Принц – «Ле­бе­ди­ное озе­ро», «Спя­щая кра­са­ви­ца», «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го, и др.), од­на­ко наи­боль­ший ус­пех при­но­си­ли юмо­ри­стич. и гро­те­ск­ные ро­ли. Сре­ди луч­ших пар­тий: Ба­зиль («Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са), Франц («Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба), Ко­лен («Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» П. Гер­те­ля), Раб («Кор­сар» Мин­ку­са), Клас­си­че­ский тан­цов­щик («Свет­лый ру­чей» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча), Фи­липп («Пла­мя Па­ри­жа» Б. В. Асафь­е­ва; Гос. пр., 1947). В спек­так­лях совр. ре­пер­туа­ра М. имел ог­ром­ный ус­пех не толь­ко как тан­цов­щик, но и как ба­лет­мей­стер собств. но­ме­ров, сре­ди ко­то­рых – Та­нец ки­тай­ско­го бож­ка и Та­нец с лен­той («Крас­ный мак» Р. М. Гли­эра). Ра­бо­та с хо­рео­гра­фом К. Я. Го­лей­зов­ским над пар­тия­ми Зе­фи­ра в «Тео­лин­де» на му­зы­ку Ф. Шу­бер­та и Ра­ба и Ио­си­фа в «Ио­си­фе Пре­крас­ном» С. Н. Ва­си­лен­ко раз­ви­ла в М. ин­те­рес к аван­гард­ным по­ис­кам. Как по­ста­нов­щик тан­цев ра­бо­тал с В. Э. Мей­ер­холь­дом. Од­на­ко в Боль­шом те­ат­ре его ба­лет­мей­стер­ская ра­бо­та ог­ра­ни­чи­ва­лась ре­дак­ти­ро­ва­ни­ем клас­си­ки, в т. ч. ба­ле­тов Чай­ков­ско­го: «Спя­щая кра­са­ви­ца» (1936, совм. с А. И. Че­кры­ги­ным и реж. Б. А. Морд­ви­но­вым; 1952, совм. с М. М. Га­бо­ви­чем), «Ле­бе­ди­ное озе­ро» (1937). Боль­шим ус­пе­хом поль­зо­вались кон­церт­ные но­ме­ра в по­ста­нов­ке М., зре­лищ­ные бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию слож­ней­шей тех­ни­ки под­дер­жек: «Вальс» на му­зы­ку М. Мош­ков­ско­го, «Ве­сен­ние во­ды» на му­зы­ку С. В. Рах­ма­ни­но­ва, «Ме­ло­дия» на му­зы­ку К. В. Глю­ка. Для се­бя М. со­чи­нил но­мер «Фут­бо­лист» на му­зы­ку А. Н. Цфас­ма­на, тре­бо­вав­ший ак­тёр­ской вы­ра­зи­тель­но­сти и от­то­чен­ной прыж­ко­вой тех­ни­ки. В ре­пер­туа­ре со­хра­ня­ет­ся ба­лет М. «Класс-кон­церт» («Урок тан­ца») на сбор­ную му­зы­ку, по­став­лен­ный в МХУ (1960), за­тем в ГАБТе (1963, во­зоб­нов­лён в 2007), а позднее пе­ре­не­сён­ный во мно­гие за­рубеж­ные труп­пы и ба­лет­ные шко­лы. В 1920–28 пре­по­да­вал в сту­дии «Драм­ба­лет», в 1921–23 – на ве­чер­них кур­сах МХУ, в 1923–60 – в МХУ, с 1946 пе­да­гог ГАБТа, где вёл т. н. звёзд­ный класс, в ко­то­ром за­ни­ма­лись поч­ти все вы­даю­щие­ся тан­цов­щи­ки труп­пы, а так­же при­ез­жав­шие со­вер­шен­ст­во­вать­ся ар­ти­сты из те­ат­ров СССР и за­ру­бе­жья (сре­ди них – Г. С. Ула­но­ва, М. М. Пли­сец­кая, О. В. Ле­пе­шин­ская, Р. С. Струч­ко­ва, Н. В. Ти­мо­фее­ва, М. Э. Лие­па, Е. С. Мак­си­мо­ва, В. В. Ва­силь­ев, М. Л. Лав­ров­ский, А. Б. Го­ду­нов, Л. И. Се­ме­ня­ка, Н. В. Пав­ло­ва, В. М. Гор­де­ев, Н. Г. Ана­ниа­шви­ли). Уро­ки М. от­ли­ча­ли ло­гич­но вы­стро­ен­ные ком­би­на­ции, ко­то­рые ка­ж­дый день бы­ли по­свя­ще­ны раз­ви­тию од­но­го из дви­же­ний клас­сич. тан­ца. Как пе­да­гог ра­бо­тал так­же за ру­бе­жом – в Бель­гии, Венг­рии и др. Сни­мал­ся в филь­мах «Боль­шой кон­церт» и др. Его твор­че­ст­ву по­свя­ще­ны т/ф «Асаф Мес­се­рер» (1989) и «Зо­ло­той век Аса­фа Мес­се­ре­ра» (2004). Гос. пр. СССР (1941).

Соч.: Уро­ки клас­си­че­ско­го тан­ца. М., 1967; Та­нец. Мысль. Вре­мя. 2-е изд. М., 1990.

Лит.: А. М. Мес­се­рер. М., 1954; Лав­ров­ский М. Толь­ко вверх // Те­ат­раль­ная жизнь. 1971. № 10; Чер­но­ва НЮ. От Гель­цер до Ула­но­вой. М., 1979.

Вернуться к началу