Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕДВЕ́ДКИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 469-470

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Изволов
А. И. Медведкин. Кадр из фильма «Счастье». 1935.

МЕДВЕ́ДКИН (Мед­веж­кин) Алек­сандр Ива­но­вич [19.2(4.3).1900, Пен­за – 20.2.1989, Мо­ск­ва], рос. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, нар. арт. СССР (1979). Учил­ся в тех­нич. уч-ще в Пен­зе. С 1919 (не за­кон­чив об­ра­зо­ва­ния) уча­ст­ник Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22. С 1927 стар­ший ин­ст­рук­тор Глав­но­го по­ли­ти­че­ско­го уп­рав­ле­ния РККА. С то­го же го­да в «Гос­во­ен­ки­но» (сце­на­рист и ас­си­стент ре­жис­сё­ра, позд­нее ре­жис­сёр) на­чал про­из-во во­ен.-учеб­ных ки­но­филь­мов («Тор­пе­да», «Раз­вед­ка», «Бе­ре­ги здо­ро­вье»). Во вре­мя съё­мок ф. «Путь эн­ту­зиа­стов» (1930) был ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра у Н. П. Ох­лоп­ко­ва, ока­зав­ше­го влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние творч. ме­то­да М. С 1929 реж. «Со­юз­ки­но». По собств. сце­на­ри­ям снял ко­рот­ко­мет­раж­ные са­ти­рич. ко­ме­дии «По­леш­ко» и «Дер­жи во­ра» (обе 1930), «Фрук­ты – ово­щи», «Ду­рень, ты ду­рень», «Про бе­ло­го быч­ка» (все 1931), вы­звав­шие ши­ро­кий об­ществ. ре­зо­нанс и спо­ры о воз­мож­но­сти са­ти­ры в сов. ки­но. В кон. 1931 ор­га­ни­зо­вал (в 1932 воз­глав­лял) пе­ре­движ­ную ки­но­сту­дию «Ки­но­по­езд» (дей­ст­во­ва­ла до 1934), где как ре­жис­сёр снял ок. 20 филь­мов (в т. ч. иг­ро­вые ко­ме­дии: «Ды­ра», «За­пад­ня», обе 1932; «Тит», 1933). В 1935 по­ста­вил не­мой иг­ро­вой ф. «Сча­стье», вы­со­ко оце­нён­ный С. М. Эй­зен­штей­ном, В. И. Пу­дов­ки­ным, А. П. Дов­жен­ко. В этом филь­ме в пол­ной ме­ре про­явил­ся экс­цен­тризм мыш­ле­ния М., ос­но­ван­ный на фольк­лор­ных прин­ци­пах (пре­ж­де все­го нар. те­атра). По­ста­вил зву­ко­вые ли­рич. ко­ме­дии «Чу­дес­ни­ца» (1937) и «Но­вая Мо­ск­ва» (1939, фильм в про­кат не вы­шел). В 1941–43 зам. ди­рек­то­ра ки­но­сту­дии в Ба­ку, в 1943–45 нач. Во­ен. ки­но­груп­пы 3-го Бе­ло­рус. фрон­та. Ма­те­риа­лы, сня­тые ки­но­груп­пой, во­шли в филь­мы «Минск наш», «Бои за ос­во­бо­ж­де­ние г. Виль­ню­са», «В Вос­точ­ной Прус­сии» (все 1944), «Кё­нигс­берг» (1945). Скон­ст­руи­ро­вал пор­та­тив­ный ки­но­ап­па­рат для ор­га­ни­зо­ван­ной им спец. груп­пы (32 чел.) ки­но­опе­ра­то­ров-раз­вед­чи­ков. С 1948 на Центр. сту­дии до­ку­мен­таль­ных филь­мов в Мо­ск­ве. В 1956 по­ста­вил ко­ме­дий­ный ф. «Бес­по­кой­ная вес­на» (о по­ко­ри­те­лях це­ли­ны). В 1950-е гг. раз­ра­бо­тал жанр до­ку­мен­таль­но­го ки­но­пам­фле­та («Ра­зум про­тив бе­зу­мия», 1960; «За­кон под­лос­ти», 1962; «Друж­ба со взло­мом», 1966; «Тень еф­рей­то­ра», 1967; «Скле­роз со­вес­ти», 1968). Сре­ди др. филь­мов: до­ку­мен­таль­ные – «Цве­ту­щая юность» (ко­рот­ко­мет­раж­ный, 1939), «С то­бою ря­дом» (1962), «Ут­ро Рес­пуб­ли­ки Га­на» (1963), «Ещё один па­мят­ник» (1964), «Мир Вьет­на­му!» (1965), «Тре­вож­ная хро­ни­ка» (1972), «Бе­зу­мие» (1980), «Тре­во­га» (1984); от­ли­чаю­щие­ся ост­рой пуб­ли­ци­стич­но­стью филь­мы об ис­то­рии Ки­тая 2-й пол. 20 в. – «Наш друг Сун Ят­сен» (1966), «Пись­мо ки­тай­ско­му дру­гу» (1969), «Ночь над Ки­та­ем» (1971), «Прав­да и не­прав­да» (1975), «Ос­то­рож­но! Мао­изм!» (1976), «На зем­ле Ки­тая» (1977), «Пе­кин – тре­во­га че­ло­ве­че­ст­ва» (1978). Ав­тор сце­на­ри­ев филь­мов «Мост че­рез Выпь» (1928), «Ско­рая по­мощь» (ани­мац., 1949), «Стра­да­ния мо­ло­до­го Гер­ку­ле­со­ва» (1972), а так­же мн. сво­их филь­мов. Франц. ки­но­ре­жис­сёр К. Мар­кер снял о М. филь­мы «По­езд в пу­ти» (1972) и «Гроб­ни­ца Алек­сан­д­ра, или По­след­ний боль­ше­вик» (1993). Гос. пр. СССР (1974).

Соч.: По­зи­ций не сда­дим // Про­ле­тар­ское ки­но. 1939. № 9; В бо­ях за са­ти­ру // Жизнь в ки­но. М., 1971; Чув­ст­во­вать се­бя бой­ца­ми // Ис­кус­ст­во ки­но. 1972. № 6; El cine como propaganda politica. B. Aires, 1973; Ки­но­фель­е­то­ны // Из ис­то­рии ки­но. М., 1974; 294 дня на ко­ле­сах // Из ис­то­рии ки­но. Ма­те­риа­лы и до­ку­мен­ты. М., 1977. Вып. 10.

Лит.: Де­мин В. А. Мед­вед­кин // 20 ре­жис­сер­ских био­гра­фий. М., 1971; Schnitzer L. Histoire du cinéma soviétique. P., 1979; Юре­нев Р. Н. А. Мед­вед­кин – са­ти­рик. М., 1981; Kino: a history of the Russian and Soviet film. 3rd ed. N. Y., 1983; Widdis E. A. Medvedkin. L., 2005.

Вернуться к началу