Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАСТРОЯ́ННИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 323

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Босенко
М. Мастроянни в фильме «Сладкая жизнь». 1959.

МАСТРОЯ́ННИ (Мastroianni) Мар­чел­ло (Мар­чел­ло Вин­чен­цо До­ме­ни­ко) [28.9.1924 (по др. дан­ным, 1923), Фон­та­на-Ли­ри, пров. Фро­зи­но­не, обл. Ла­цио – 19.12.1996, Па­риж], итал. ак­тёр. В 1947 на­чал ра­бо­тать как ак­тёр-лю­би­тель уни­вер­си­тет­ско­го те­ат­ра в Ри­ме, на ру­бе­же 1940–50-х гг. в труп­пе Л. Вис­кон­ти. Ро­ли: Стен­ли Ко­валь­ский («Трам­вай "Же­ла­ние"» Т. Уиль­ям­са), Дио­мед («Тро­ил и Крес­си­да» У. Шек­спи­ра), ка­ва­лер Ри­паф­рат­та («Трак­тир­щи­ца» К. Голь­до­ни), Со­лё­ный, док­тор Ас­т­ров («Три се­ст­ры», «Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хо­ва) и др. В ки­но с 1947. Из­вест­ность М. при­нес­ло уча­стие в филь­мах позд­не­го и «ро­зо­во­го» нео­реа­лиз­ма («Ав­гу­стов­ское вос­кре­се­нье», «По­весть о бед­ных влюб­лён­ных», «Дни люб­ви» и др.), а так­же испол­не­ние гл. ро­лей в филь­мах Вис­кон­ти (Меч­та­тель – «Бе­лые но­чи» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му, Мер­со – «По­сто­рон­ний» по А. Ка­мю). Уни­вер­саль­ный дар М., вла­дев­ше­го бо­га­той па­лит­рой ху­дож. средств как в дра­ма­тич., так и в ко­ме­дий­ных ролях, рас­крыл­ся в филь­мах «Ночь» М. Ан­то­нио­ни, «Се­мей­ная хро­ни­ка» В. Дзур­ли­ни, «Раз­вод по-италь­ян­ски» П. Джер­ми; эта­лон­ным в ми­ро­вом ки­но­искусстве при­знан его ак­тёр­ский ду­эт с С. Ло­рен («Вче­ра, се­го­дня, зав­тра», «Брак по-италь­ян­ски», «Под­сол­ну­хи» В. Де Си­ки). Как иде­аль­ный про­вод­ник ре­жис­сёр­ско­го за­мыс­ла вы­сту­пил в филь­мах Ф. Фел­ли­ни «Слад­кая жизнь», «8 с по­ло­ви­ной», «Рим», «Го­род жен­щин», «Джинд­жер и Фред», «Ин­тер­вью», т/ф «Блок­нот ре­жис­сё­ра». Сыг­рав в ки­но св. 150 ро­лей, М. соз­дал сво­его ро­да ви­зу­аль­ную эн­цик­ло­пе­дию нац. ха­рак­те­ра. Один из ве­ду­щих ев­роп. ак­тё­ров 1970-х – нач. 1980-х гг., он ра­бо­тал с круп­ны­ми ре­жис­сё­ра­ми разл. школ и на­прав­ле­ний, сре­ди ко­то­рых: Э. Ско­ла [«Дра­ма рев­но­сти» (пр. Мкф в Кан­не), «Раз­ре­ши­те пред­ста­вить­ся, Рок­ко Па­па­лео», «Мы так лю­би­ли друг дру­га», «Не­обыч­ный день», «Но­вый мир» (др. назв. «Ночь Ва­рен­ны»), «Ма­ка­ро­ны», «Ко­то­рый час?» (пр. Мкф в Ве­не­ции), «Сплен­дор»], М. Фер­ре­ри [«Се­го­дня, зав­тра, по­сле­зав­тра», «Су­ка» (др. назв. «Ли­за»), «Боль­шая жрат­ва», «Не при­ка­сай­ся к бе­лой жен­щи­не!», «Про­щай, са­мец!» (др. назв. «Меч­та обезь­я­ны»), «Ис­то­рия Пье­ры»], М. Бо­лонь­и­ни («Кра­сав­чик Ан­то­нио»), Э. Пет­ри («Де­ся­тая жерт­ва», «То­до мо­до»), П. и В. Та­виа­ни («Ал­лон­зан­фан»), Л. Вер­т­мюл­лер («Кро­ва­вая стыч­ка ме­ж­ду дву­мя муж­чи­на­ми из-за вдо­вы. По­доз­ре­ва­ют­ся по­ли­ти­че­ские мо­ти­вы»), Л. Ка­ва­ни («Шку­ра», «За две­рью»), М. Бел­лок­кьо («Ген­рих IV»), T. Ан­ге­ло­пу­лос («Па­сеч­ник»), Н. С. Ми­хал­ков («Очи чёр­ные», пр. Мкф в Кан­не). Пр. Мкф в Ве­не­ции «за ки­не­ма­то­гра­фич. карь­е­ру» (1990).

Соч.: Mi ricordo, si, io mi ricordo. Mil., 1997; Я пом­ню, да, я пом­ню: [фраг­мен­ты] // Ис­кус­ст­во ки­но. 2006. № 6–7.

Лит.: Со­коль­ская А. Л. М. Ма­ст­ро­ян­ни // Ак­те­ры за­ру­беж­но­го ки­но. Л.; М., 1965. Вып. 2; Gehler F. M. Mastroianni. B., 1973; Faldi­ni F., Fofi G. L’avventurosa storia del cinema ita­lia­no... Mil., 1979; Фел­ли­ни Ф. Де­лать фильм. М., 1984; Бьяд­жи Э. При­чу­ды люб­ви. М., 1993; он же. Кра­си­вая жизнь: М. Ма­ст­ро­ян­ни рас­ска­зы­ва­ет. М., 2007.

Вернуться к началу