Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАССАЛИ́ТИНОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 298

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Сцена из спектакля «Иванко» В. Друмева. Режиссёр Н. О. Массалитинов.

МАССАЛИ́ТИНОВ Ни­ко­лай Оси­по­вич (24.2.1880, Елец – 22.3.1961, Со­фия), рос. и болг. те­ат­раль­ный дея­тель, ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. Нар. Рес­пуб­ли­ки Бол­га­рия (1948). Брат В. О. Мас­са­ли­ти­но­вой. В 1907 окон­чил шко­лу моск. Ма­ло­го те­ат­ра по клас­су А. А. Фе­до­то­ва. В 1907–19 ак­тёр МХТ: Ска­ло­зуб («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Го­ро­ду­лин («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го), Ис­ла­ев, Ста­ни­цын («Ме­сяц в де­рев­не», «Где тон­ко, там и рвёт­ся» И. С. Тур­ге­не­ва), Ло­па­хин, Со­лё­ный, Вой­ниц­кий («Виш­нё­вый сад», «Три се­ст­ры», «Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хова) и др. В 1913–16 ру­ко­во­дил (совм. с Н. Г. Алек­сан­д­ро­вым и Н. А. Под­гор­ным) ча­ст­ной шко­лой дра­ма­тич. иск-ва («Шко­ла трёх Ни­ко­ла­ев»), боль­шин­ст­во уче­ни­ков ко­то­рой по­сле её за­кры­тия во­шли в со­став 2-й Сту­дии МХТ. В 1919 ока­зал­ся в «ка­ча­лов­ской груп­пе» (см. Ка­ча­лов В. И.), в Сов. Рос­сию не вер­нул­ся. Иг­рал в со­ста­ве Праж­ской груп­пы под рук. М. Н. Гер­ма­но­вой. С 1925 жил и ра­бо­тал в Бол­га­рии. Сре­ди ро­лей на болг. сце­не: Тар­тюф («Тар­тюф» Моль­е­ра), Фа­му­сов («Го­ре от ума»), Мат­ти­ас Клау­зен («Пе­ред за­хо­дом солн­ца» Г. Га­упт­ма­на). В 1925 воз­гла­вил шко­лу-сту­дию при Нар. те­ат­ре в Со­фии (с 1948 Выс­ший ин-т те­ат­раль­но­го иск-ва). М. вос­пи­тал неск. по­ко­ле­ний мас­те­ров болг. сце­ны. В 1925–44 гл. ре­жис­сёр, за­тем ре­жис­сёр со­фий­ско­го Нар. те­ат­ра. Сре­ди по­ста­но­вок: «Мас­те­ра» Р. Стоя­но­ва (1927), «Ал­бе­на» С. Л. Кос­то­ва (1928), «Квад­ра­ту­ра кру­га» В. П. Ка­тае­ва (1931), «На дне» М. Горь­ко­го (1932), «Пре­стол» И. М. Ва­зо­ва (1934), «Иван­ко» В. Дру­ме­ва (1936), «Бес­при­дан­ни­ца» (1937) и «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» (1955) Ост­ров­ско­го, «Борь­ба про­дол­жа­ет­ся» К. Кю­ляв­ко­ва (1945), «Три се­ст­ры» Че­хо­ва (1953). Ста­вил и в др. те­ат­рах Со­фии (Те­атр им. В. Кир­ко­ва, Нар. мо­ло­дёж­ный те­атр), в те­ат­ре г. Ди­мит­ро­во и др. Ди­мит­ров­ская пр. (1950).

Лит.: Ва­га­по­ва Н. М. Рус­ская те­ат­раль­ная эмиг­ра­ция в Цен­траль­ной Ев­ро­пе и на Бал­ка­нах. СПб., 2007.

Вернуться к началу