Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́СЛЕННИКОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 277

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
И. Ф. Масленников. Кадр из телефильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей». 1981.

МА́СЛЕННИКОВ Игорь Фё­до­ро­вич (р. 26. 10.1931, Ниж­ний Нов­го­род), рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. иск-в РСФСР (1979), нар. арт. РСФСР (1987). В 1954 окон­чил от­де­ле­ние жур­на­ли­сти­ки фи­ло­ло­гич. ф-та ЛГУ, в 1967 – Выс­шие ре­жис­сёр­ские кур­сы при ки­но­сту­дии «Лен­фильм» (мас­тер­ская Г. М. Ко­зин­це­ва). В 1959–1963 ре­дак­тор, сце­на­рист, ху­дож­ник, опе­ра­тор Ле­нингр. ТВ (как опе­ра­тор вы­пус­кал те­ле­жур­нал «Мо­ло­дой ле­нин­гра­дец», в ка­че­ст­ве ху­дож­ни­ка ра­бо­тал над те­ле­спек­так­ля­ми). В 1963–65 гл. ред. лит.-дра­ма­тич. ве­ща­ния Ле­нингр. ТВ. С 1967 ре­жис­сёр ки­но­сту­дии «Лен­фильм». В 1984–87 худ. рук. творч. объ­е­ди­не­ния те­ле­виз. филь­мов, с 1987 худ. рук. «Тре­тье­го творч. объ­е­ди­не­ния» ки­но­сту­дии «Лен­фильм», с 1990 пре­зи­дент сту­дии «Тро­иц­кий мост». В 1990–94 пред­се­да­тель, в 1999–2004 1-й сек­ре­тарь Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов РФ. Как ки­но­ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал в 1968 ост­ро­со­ци­аль­ной тра­ги­ко­ме­ди­ей «Лич­ная жизнь Ку­зяе­ва Ва­лен­ти­на» (при уча­стии И. А. Авер­ба­ха), вы­звав­шей рез­кую идео­ло­гич. кри­ти­ку. В 1969 снял ф. «Зав­тра, третье­го ап­ре­ля…», где в фор­ме прит­чи раз­мыш­лял о важ­ных об­ществ. про­бле­мах. В даль­ней­шем ра­бо­тал в жан­рах пси­хо­ло­гич. дра­мы («Гон­щи­ки», 1973), со­ци­аль­но-бы­то­вой хро­ни­ки («Сен­ти­мен­таль­ный ро­ман», 1977, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), ис­то­ри­ко-при­клю­ченч. мю­зик­ла («Яро­слав­на, ко­ро­ле­ва Фран­ции», 1979), ис­то­рич. трил­ле­ра (т/ф «Фи­липп Тра­ум», по М. Тве­ну, 1989; эк­ран­ный ва­ри­ант «Хро­ни­ка Са­та­ны-млад­ше­го»), ки­но­прит­чи («Пись­ма к Эль­зе», 2002, так­же про­дю­сер), кри­ми­наль­ной ко­ме­дии («Ти­мур и его ком­ман­дос», 2004). Наи­боль­ший ус­пех М. при­нес­ли те­ле­се­ри­ал о Шер­ло­ке Хол­мсе и док­то­ре Ват­со­не («Шер­лок Холмс и док­тор Ват­сон», «При­клю­че­ния Шер­ло­ка Хол­мса и док­то­ра Ват­со­на», «При­клю­че­ния Шер­ло­ка Хол­мса и док­то­ра Ват­со­на. Со­ба­ка Бас­кер­ви­лей» и др., по про­из­ве­де­ни­ям А. Ко­нан Дой­ла, 1980–86), сня­тый в жан­ре иро­нич. де­тек­ти­ва, и ме­ло­дра­ма «Зим­няя виш­ня» (1985; те­ле­вер­сия – 1995). Сре­ди др. филь­мов: «Под ка­мен­ным не­бом» (1975, совм. с К. Ан­дер­се­ном), «Про­дле­ние ро­да» (1988), «Зим­няя виш­ня-2» (1991), «Тьма» (1992, по Л. Н. Ан­д­рее­ву, в про­ек­те «Рус­ские по­вес­ти»; в 1990–92 М. – худ. рук., про­дю­сер про­ек­та), «Рус­ские день­ги» (2006), «Ноч­ные по­се­ти­те­ли» (2007), «Взят­ки глад­ки» (2008), «Бан­крот» (2009); те­ле­филь­мы «Ле­то в Бе­реж­ках» (1970), «Пи­ко­вая да­ма» (1982, по А. С. Пуш­ки­ну), «Что ска­зал по­кой­ник» (1998), «Вос­по­ми­на­ния о Шер­ло­ке Хол­мсе» (2000). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев не­ко­то­рых сво­их филь­мов. В 1996–2001 пре­по­да­вал в С.-Пе­терб. ун-те ки­но и те­ле­ви­де­ния, с 2002 во ВГИКе, проф. (2009). Гос. пр. РФ (2001).

Соч.: Как де­ла на «Лен­филь­ме»? // Ис­кус­ст­во ки­но. 1987. № 7; По­смот­рим, кто при­шел // Эк­ран-89. М., 1989; Бей­кер-стрит на Пет­ро­град­ской. СПб., 2007.

Лит.: Лав­рен­ть­ев С. И. Мас­лен­ни­ков: Твор­че­ский порт­рет. М., 1988; Ар­кус Л. Ю. Ра­бо­та на ка­ж­дый день: о ки­но­филь­мах И. Мас­лен­ни­ко­ва. М., 1990.

Вернуться к началу