Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОБА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 706

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Иванов
Сцена из спектакля «Бешеные деньги» А. Н. Островского. Режиссёр А. М. Лобанов.

ЛОБА́НОВ Ан­д­рей Ми­хай­ло­вич [28.7(10.8).1900, Мо­ск­ва – 18.2.1959, там же], рос. ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. РСФСР (1947). В 1918–20 сту­дент Моск. ун-та. Учил­ся в Мо­ск­ве – в сту­дии ар­ти­ста МХТ А. А. Гей­ро­та (1919), Ша­ля­пин­ской сту­дии (1920, пе­да­го­ги Е. Б. Вах­тан­гов, Л. М. Ле­о­ни­дов, А. Д. Ди­кий), шко­ле при 2-й Сту­дии МХТ (1921–22). С 1924 ак­тёр моск. Те­ат­ра им. В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской. За­тем ра­бо­тал в проф­клуб­ной мас­тер­ской, в 1926–37 – в Те­ат­ре-сту­дии под рук. Р. Н. Си­мо­но­ва. В 1930-е гг. Л. ру­ко­во­дил Моск. те­ат­ром для де­тей. В 1944–57 в Моск. те­ат­ре им. М. Н. Ер­мо­ло­вой (в 1946–56 гл. реж.). Уже пер­вый зна­чит. спек­такль Л. – «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» А. Н. Ост­ров­ско­го (1931) – от­ли­чал­ся све­же­стью трак­тов­ки, яр­ко­стью де­та­лей. Од­но из са­мых за­мет­ных и дис­кус­си­он­ных со­бы­тий 1930-х гг. – «Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва (1934, Те­атр-сту­дия под рук. Си­мо­но­ва) в вер­сии Л. Воз­вра­тив пье­су в жанр ко­ме­дии, ре­жис­сёр ли­шил её вся­ко­го ли­риз­ма. Раз­ру­шая зри­тель­ские сте­рео­ти­пы, Л. экс­цен­три­че­ски за­ост­рял си­туа­ции, пред­став­лял ха­рак­те­ры в не­при­выч­ном ра­кур­се. Ле­ген­дой отеч. сце­ны ста­ла по­ста­нов­ка в 1939 в моск. Те­ат­ре Ре­во­лю­ции спек­так­ля «Та­ня» А. Н. Ар­бу­зо­ва, в ко­то­ром Л. и ис­пол­ни­тель­ни­ца гл. ро­ли М. И. Ба­ба­но­ва, отой­дя от ти­пич­ной для сов. те­ат­ра той эпо­хи ро­ман­тич. па­те­ти­ки, рас­ска­за­ли ли­рич. ис­то­рию о дра­ме и чув­ст­вах ча­ст­но­го че­ло­ве­ка. Сре­ди др. по­ста­но­вок: «Во­де­ви­ли эпо­хи фран­цуз­ской ре­во­лю­ции» (1932), «Же­нить­ба Баль­за­ми­но­ва» (1932) и «Вол­ки и ов­цы» (1937) Ост­ров­ско­го, «Под­ня­тая це­ли­на» по М. А. Шо­ло­хо­ву (1934), «Все­гда в пять» С. Мо­эма (1936), «Де­ти солн­ца» М. Горь­ко­го и «Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го (обе 1937). Л. дос­ти­гал ес­те­ст­вен­но­го, не­пре­рыв­но­го дви­же­ния ми­зан­сцен, об­ра­зую­щих сво­его ро­да зри­тель­ную пар­ти­ту­ру спек­так­ля. Глу­би­на пси­хо­ло­гич. ана­ли­за, точ­ные жан­ро­вые за­ри­сов­ки со­че­та­лись в его по­ста­нов­ках с празд­нич­ной те­ат­раль­но­стью и гро­теск­ной за­ост­рён­но­стью ри­сун­ка. Спек­так­ли «Бе­ше­ные день­ги» (1945) и «Не­воль­ни­цы» (1948) Ост­ров­ско­го, «Ста­рые дру­зья» Л. А. Ма­лю­ги­на (1946), «Спут­ни­ки» В. Ф. Па­но­вой (1947) пред­ве­ща­ли те­ат­раль­ное об­нов­ле­ние по­сле­дую­щих де­ся­ти­ле­тий. Од­ной из луч­ших ре­жис­сёр­ских ра­бот Л. стал его по­след­ний спек­такль – «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» Ост­ров­ско­го в Моск. те­ат­ре са­ти­ры (1958). С 1933 пре­по­да­вал в ГИТИСе (с 1948 проф.). Сре­ди уче­ни­ков – Г. А. Тов­сто­но­гов, А. А. Гон­ча­ров. Гос. пр. СССР (1946).

Соч.: Мыс­ли о ре­жис­су­ре // Ре­жис­сер­ское ис­кус­ст­во се­го­дня. М., 1962.

Лит.: Блок В. Б. Ре­пе­ти­ции Ло­ба­но­ва. М., 1962; А. М. Ло­ба­нов: До­ку­мен­ты, ста­тьи, вос­по­ми­на­ния. М., 1980.

Вернуться к началу