Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ЛИНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 471

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. П. Лилина в роли Туанет («Мнимый больной» Мольера).

ЛИ́ЛИНА (наст. фам. Пе­ре­во­щи­ко­ва) Ма­рия Пет­ров­на [21.6(3.7).1866, Мо­ск­ва – 24.8.1943, там же], рос. ак­три­са, нар. арт. РСФСР (1933). Же­на и уче­ни­ца К. С. Ста­ни­слав­ско­го. Из обед­нев­шей дво­рян­ской се­мьи. Окон­чи­ла Ека­те­ри­нин­ский ин-т бла­го­род­ных де­виц в Мо­ск­ве и слу­жи­ла в нём класс­ной да­мой. В 1888 всту­пи­ла в труп­пу ак­тё­ров-лю­би­те­лей Об-ва иск-ва и лит-ры, ру­ко­во­ди­мую К. С. Алек­сее­вым (Ста­ни­слав­ским). Ро­ли: Луи­за («Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра), Та­ня («Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го), Ма­рия («Две­на­дца­тая ночь» У. Шек­спи­ра). Вхо­ди­ла в груп­пу ос­но­ва­те­лей МХТ. А. П. Че­хов вы­со­ко це­нил иск-во Л., ко­то­рая тон­ко вос­при­ни­ма­ла по­эти­ку че­хов­ской дра­мы, уме­ла рас­крыть под­текст ро­ли, по­рвав с тра­диц. ак­тёр­ским ам­п­луа: Ма­ша («Чай­ка»), Со­ня («Дя­дя Ва­ня»), Аня и Ва­ря («Виш­нё­вый сад»), На­та­ша («Три се­ст­ры»). Наи­бо­лее зна­чит. дос­ти­же­ния­ми так­же ста­ли ро­ли в пье­сах Г. Га­упт­ма­на (Ли­за Бенш – «Ми­ка­эль Кра­мер»), К. Гам­су­на (Эл­ли­на – «У цар­ских врат»), Тол­сто­го (Ан­на Дмит­ри­ев­на – «Жи­вой труп»). Тра­гич. си­лой бы­ло про­ник­ну­то ис­пол­не­ние ро­ли Ма­рии Ти­мо­фе­ев­ны Ле­бяд­ки­ной («Ни­ко­лай Став­ро­гин» по ро­ма­ну «Бе­сы» Ф. М. Дос­тоев­ско­го). Сре­ди др. ро­лей: Сне­гу­роч­ка («Сне­гу­роч­ка» А. Н. Ост­ров­ско­го), Ли­за («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Ан­на Ан­д­ре­ев­на («Ре­ви­зор» Н. В. Го­голя), Ко­ро­боч­ка («Мёрт­вые ду­ши» по Го­го­лю), Туа­нет («Мни­мый боль­ной» Моль­е­ра), гра­фи­ня Врон­ская («Ан­на Ка­ре­ни­на» по Тол­сто­му). В по­след­ние го­ды ве­ла пе­да­го­гич. и ре­жис­сёр­скую ра­бо­ту в Опер­но-дра­ма­тич. сту­дии К. С. Ста­ни­слав­ско­го. По­сле его смер­ти осу­ще­ст­в­ля­ла ху­дож. ру­ко­во­дство сту­ди­ей.

Лит.: Ви­лен­кин В. Я. М. П. Ли­ли­на // Еже­год­ник МХАТ, 1943. М., 1945; М. П. Ли­ли­на. М., 1960.

Вернуться к началу