Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКСИ́МОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 586

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
Фото М. М. Логвинова Е. С. Максимова в миниатюре «Русская» на музыку П. И. Чайковского. Хореография К. Я. Голейзовского.

МАКСИ́МОВА Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на (1.2.1939, Мо­ск­ва – 28.4.2009, там же), рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1973). Же­на В. В. Ва­силь­е­ва, внуч­ка Г. Г. Шпе­та. По окон­ча­нии МХУ (пе­да­гог Е. П. Гердт) в 1958–88 в Боль­шом те­ат­ре, где со­вер­шен­ст­во­ва­лась под рук. Г. С. Ула­но­вой. Безу­преч­ность ака­де­мич. шко­лы клас­сич. тан­ца, ред­кая му­зы­каль­ность, сце­нич. обая­ние и ве­ли­ко­леп­ные при­род­ные дан­ные вы­де­ля­ли М. с пер­вых проф. ша­гов, по­зво­лив ба­ле­ри­не вой­ти в чис­ло эта­лон­ных ин­тер­пре­та­то­ров боль­шин­ст­ва пар­тий рус. ба­лет­но­го ре­пер­туа­ра 19 в. (Жи­зель – «Жи­зель» А. Ада­на, Прин­цес­са Фло­ри­на и Ав­ро­ра – «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го, Кит­ри – «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са). Со­труд­ни­че­ст­во с хо­рео­гра­фом Ю. Н. Гри­го­ро­ви­чем (М. – пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий в его ба­ле­тах: «Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го – Ма­ри, «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на – Фри­гия) и сло­жив­ший­ся сце­нич. ду­эт с Ва­силь­е­вым по­зво­ли­ли М. соз­дать об­ра­зы ге­ро­инь, про­хо­дя­щих путь от рас­цве­таю­щей юной жен­ст­вен­но­сти до жерт­вен­но­сти. Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий в ба­ле­тах Ва­силь­е­ва (Эо­ла – «Икар» С. М. Сло­ним­ско­го, Ба­ле­ри­на – «Эти ча­рую­щие зву­ки» на муз. Ж. Ф. Ра­мо, В. А. Мо­цар­та, Дж. То­рел­ли, Со­ли­ст­ка – «Я хо­чу тан­це­вать» на муз. рус. ком­по­зи­то­ров, Со­ли­ст­ка – «Фраг­мен­ты од­ной био­гра­фии» на муз. ар­гент. ком­по­зи­то­ров, Аню­та – «Аню­та» на муз. В. А. Гав­ри­ли­на, Зо­луш­ка – «Зо­луш­ка» С. С. Про­кофь­е­ва), Д. А. Брян­це­ва (Шу­роч­ка Аза­ро­ва – «Гу­сар­ская бал­ла­да» Т. Н. Хрен­ни­ко­ва). М. бы­ла од­ной из пер­вых сов. ба­ле­рин, ак­тив­но ос­ваи­вав­ших зап. ре­пер­ту­ар: уча­ствовала в по­ста­нов­ках Дж. Кран­ко (Тать­я­на – «Оне­гин» на муз. Чай­ков­ско­го), Р. Пе­ти (Ро­за – «Го­лу­бой ан­гел» на муз. М. Кон­ста­на), М. Бе­жа­ра (Юлия – «Ро­мео и Юлия» на муз. Г. Бер­лио­за), П. Ла­кот­та (На­та­ли – «На­та­ли, или Швей­цар­ская мо­лоч­ни­ца» А. Ги­ров­ца и М. Ка­ра­фы ди Ко­ло­бра­но; пер­вое ис­пол­не­ние в СССР). Сре­ди др. пар­тий: Джуль­ет­та («Ро­мео и Джуль­ет­та» Про­кофь­е­ва), Ева («Со­тво­ре­ние ми­ра» А. П. Пет­ро­ва). Ак­тёр­ская вы­ра­зи­тель­ность М. спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ви­тию жан­ра филь­ма-ба­ле­та, в ко­то­ром ба­ле­ри­на ра­бо­та­ла мно­го лет: Де­воч­ка («Тра­пе­ция»), Эли­за Ду­литтл («Га­ла­тея»), Пе­тер («Ста­рое тан­го»), Аню­та («Аню­та», Гос. пр. РСФСР, 1984), При­ма­дон­на («Ча­п­ли­ниа­на») и др. Сни­ма­лась в те­ле­филь­мах-кон­цер­тах «Хо­рео­гра­фи­че­ская сим­фо­ния», «Хо­рео­гра­фи­че­ские но­вел­лы», «Гран па в бе­лую ночь»; в филь­ме-опе­ре «Тра­виа­та» (реж. Ф. Дзеф­фирел­ли) и эк­ра­ни­за­ци­ях мн. ба­ле­тов. Твор­че­ст­ву М. и Ва­силь­е­ва по­свя­ще­ны те­ле­филь­мы «Ду­эт» (1973), «И ос­та­лось, как все­гда, не­дос­ка­зан­ное что-то...» (1990), франц. ф. «Ка­тя и Во­лодя» (1989). Как дра­ма­тич. ак­три­са вы­сту­пи­ла в ф. «Фу­эте», те­ле­филь­мах «Жи­го­ло и жи­го­лет­та», «Класс­ная да­ма», в мо­но­спек­так­ле «Песнь Пес­ней» по Биб­лии. Окон­чив в 1980 пе­да­го­гич. от­де­ле­ние ба­лет­мей­стер­ско­го ф-та ГИТИСа, с 1982 пре­по­да­ва­ла в нём (с 1991 РАТИ), с 1996 проф. С 1990 ба­лет­мей­стер-ре­пе­ти­тор те­ат­ра «Крем­лёв­ский ба­лет» (Мо­ск­ва), с 1998 – Боль­шо­го те­ат­ра. Сре­ди уче­ниц: Н. Г. Ба­лах­ни­чё­ва, С. А. Лунь­ки­на, М. А. Рыж­ки­на. 1-я пр. Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са ар­ти­стов ба­ле­та в Вар­не (1964). Пр. Ан­ны Пав­ло­вой (1969), пр. Ма­риу­са Пе­ти­па (1972), обе – Па­риж. Гос. пр. СССР (1981), Гос. пр. РСФСР (1991). На­гра­ж­де­на ор­де­ном Ле­ни­на (1976).

Соч.: Ма­дам «Нет». М., 2003.

Лит.: Луц­кая Е. Е. Мак­си­мо­ва // Мас­те­ра Боль­шо­го те­ат­ра. М., 1976; Львов-Ано­хин Б. А. Мас­те­ра Боль­шо­го ба­ле­та. М., 1976; он же. В. Ва­силь­ев. М., 1998; Га­ев­ский В. М. Ди­вер­тис­мент. М., 1981; Кон­стан­ти­но­ва М. Е. Мак­си­мо­ва. М., 1982; В. Ва­силь­ев. Е. Мак­си­мо­ва. 2-е изд. М.; Нью-Йорк, 2002.

Вернуться к началу