Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКСИ́МОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 584

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Н. Гращенкова
В. В. Максимов в роли Армана Дюваля («Дама с камелиями» А. Дюма-сына).

МАКСИ́МОВ (псевд.; наст. фам. Са­мусь) Вла­ди­мир Ва­силь­е­вич [15(27).7.1880, С.-Пе­тер­бург – 22.3.1937, Ле­нин­град], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, засл. арт. Рес­пуб­ли­ки (1925). Из се­мьи му­зы­кан­тов. Учил­ся на юри­дич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та. В 1905–06 в МХТ (Дмит­рий Шуй­ский – «Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го, Тре­п­лев – «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва). Об­ла­дая эф­фект­ной внеш­но­стью и сце­нич. обая­ни­ем, эле­гант­ный и пла­стич­ный М. при­об­рёл из­вест­ность в ам­п­луа «ге­роя-лю­бов­ни­ка» и «нев­ра­сте­ни­ка». В 1906–1909 и 1911–18 в Ма­лом те­ат­ре: Ио­ка­на­ан («Са­ло­мея» О. Уай­ль­да), Глу­мов, Не­зна­мов («Бе­ше­ные день­ги», «Без ви­ны ви­но­ва­тые» А. Н. Ост­ров­ско­го), Мол­ча­лин («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва). В 1909 в труп­пе Н. Н. Си­нель­ни­ко­ва в Крас­но­да­ре, в 1910–11 в Те­ат­ре Не­зло­би­на в Мо­ск­ве (Ар­ман Дю­валь – «Да­ма с ка­ме­лия­ми» А. Дю­ма-сы­на). В 1919–1924 в БДТ (сре­ди ор­га­ни­за­то­ров это­го те­ат­ра): Дон Кар­лос, Карл Мо­ор («Дон Кар­лос», «Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра), Клав­дио, Ан­то­ний, Маль­кольм («Мно­го шу­ма из ни­че­го», «Юлий Це­зарь», «Мак­бет» У. Шек­спи­ра). Так­же ра­бо­тал в ле­нингр. те­ат­рах – Гос. нар. до­ма (1925) и «Ко­ме­дия» (1925–26). Вы­сту­пал на эс­т­ра­де как чтец, иг­рал в га­ст­роль­ных труп­пах в Кие­ве, Са­ра­то­ве, Та­ган­ро­ге и др. В сер. 1930-х гг. уча­ст­во­вал в пан­то­ми­мах Ле­нингр. цир­ка («Лю­ди мор­ско­го дна», «Ша­миль»). В 1936 в ле­нингр. Но­вом те­ат­ре сыг­рал Бо­лин­г­б­ро­ка («Ста­кан во­ды» Э. Скри­ба) и Вер­ши­ни­на («Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва). В ки­но де­бю­ти­ро­вал в 1911 (Сав­вуш­ка – «Ка­шир­ская ста­ри­на» по од­но­им. дра­ме Д. В. Авер­кие­ва), вой­дя в чис­ло са­мых по­пу­ляр­ных ак­тё­ров отеч. не­мо­го ки­не­ма­то­гра­фа. Пер­вым сре­ди рос. ак­тё­ров снял­ся за ру­бе­жом («Та­вер­на са­та­ны» и «Тьма и её сокро­ви­ща», 1914, Гер­ма­ния). До 1918 уча­ст­во­вал в осн. в «са­лон­ных» дра­мах и ме­ло­дра­мах, в филь­мах аван­тюр­но­го жан­ра: «Ан­фи­са», «Клю­чи сча­стья», «У ка­ми­на», «По­то­мок дья­во­ла», «Да­ниэль Рок», «По­за­будь про ка­мин, в нём по­гас­ли ог­ни», «Мол­чи, грусть, мол­чи…». Вы­сту­пал и как ки­но­ре­жис­сёр: «В зо­ло­той пау­ти­не Мо­ск­вы», «Веш­ние во­ды», «У по­след­ней чер­ты» (все 1915). Сре­ди луч­ших ро­лей в ки­но: Фё­дор Про­та­сов («Жи­вой труп»), Алек­сандр I («Де­каб­ри­сты»). С 1919 так­же сни­мал­ся в агит­филь­мах «По­бе­да мая» и «Скорбь бес­ко­неч­ная»; по­ста­вил агит­филь­мы «А там…» (1922), «Есть кон­такт!» (1923). С 1919 пре­по­да­вал в сту­дии при БДТ, в Ле­нингр. ин-те сце­нич. искусств.

Лит.: Гло­вац­кий Б. С. Один из пер­вых // Ис­кус­ст­во ки­но. 1960. № 4; он же. В. Мак­си­мов. Л.; М., 1961; Гра­щен­ко­ва И. Н. Ки­но Се­реб­ря­но­го ве­ка: Рус­ский ки­не­ма­то­граф 10-х го­дов и ки­не­ма­то­граф Рус­ско­го по­сле­ок­тябрь­ско­го за­ру­бе­жья 20-х го­дов. М., 2005.

Вернуться к началу