Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКАВЕ́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 495

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Черненко
Кадр из фильма «Горилла купается в полдень». Режиссёр Д. Макавеев. 1993.

МАКАВЕ́ЕВ (Makavejev) Ду­шан (р. 13.10.1932, Бел­град), серб. ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер. В 1955 окон­чил фи­лос. ф-т (от­де­ле­ние пси­хо­ло­гии) Бел­град­ско­го ун-та, за­тем изу­чал ре­жис­су­ру в Ака­де­мии те­ат­ра, ки­но, ра­дио и те­ле­ви­де­ния (Бел­град). За­ни­мал­ся жур­на­ли­сти­кой, ра­бо­тал на ТВ. С 1953 сни­мал лю­би­тель­ские филь­мы (в т. ч. ко­рот­ко­мет­раж­ные и до­ку­мен­таль­ные), при­нёс­шие ему из­вест­ность: «Ята­ган Ма­ла» (1953), «Пе­чать» (1956), «Раз­би­тое зер­ка­ло Ан­то­ни» и «Не на­до ве­рить па­мят­ни­кам» (оба 1958). В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. ра­бо­тал на ки­но­сту­ди­ях За­гре­ба и Бел­гра­да, где по­ста­вил филь­мы «Фо­то пче­ло­во­да», «Про­кля­тый празд­ник», «Улей, пол­ный сме­ха», «Цве­та меч­ты» (все 1958), «Что та­кое со­вет ра­бо­чих?» (1959), «Раз кар­тош­ка, два кар­тош­ка», «Пе­да­го­ги­че­ская сказ­ка», «Улыб­ка-61» (все 1961), «Па­рад», «Фильм о кни­ге», «До­лой за­бо­ры», «Кра­са­ви­ца-62» (все 1962), «Но­вая иг­руш­ка» (1964). Уже в этот на­чаль­ный пе­ри­од твор­че­ст­ва про­яви­лись чер­ты, ха­рак­тер­ные для пол­но­мет­раж­ных кар­тин М. (на­чи­ная с ф. «Че­ло­век – не пти­ца», 1965): па­ра­док­саль­ная дра­ма­тур­гия, по­эти­ка кол­ла­жа, аг­рес­сив­ная со­ци­аль­ная пуб­ли­ци­сти­ка, под­чёрк­ну­тый эро­тизм, «чёр­ный» юмор, вы­зы­ваю­щая оп­по­зи­ци­он­ность по от­но­ше­нию к су­ще­ст­вую­ще­му ре­жи­му. Ме­та­фо­рич. ре­аль­ность, гро­теск как осн. сю­же­то­об­ра­зую­щий прин­цип, иро­ния на гра­ни ци­низ­ма от­ли­ча­ют филь­мы «Лю­бов­ный слу­чай, или Тра­гедия поч­то­во-те­ле­граф­ной слу­жа­щей» (1967), «Не­вин­ность без за­щи­ты» (1968, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не). В 1971 за про­вокац. по­ли­ти­ко-сек­су­аль­ную ал­ле­го­рию «В. Р.: Мис­те­рия ор­га­низ­ма» (пр. Мкф в Кан­не) М. был под­верг­нут в Юго­сла­вии су­деб­но­му пре­сле­до­ва­нию и вы­ну­ж­ден по­ки­нуть стра­ну. На­хо­дил­ся в эмиг­ра­ции (Фран­ция, Ка­на­да) до 1988: «Слад­кий фильм» (1974), «Сы­рые сны» [1974, но­вел­ла «Politfuck», под псевд. Сэм Рот­тер­дам (Sam Rotterdam)], «Мис­тер Мон­те­нег­ро» (1981), «Па­рень из фир­мы Ко­ка-Ко­ла» (1985). С кон. 1980-х гг. ра­бо­та­ет на ро­ди­не – «Ма­ни­фест» (1988), «Го­рил­ла ку­па­ет­ся в пол­день» (1993), «Ды­ра в ду­ше» (1994, до­ку­мен­таль­ный), «Дат­ские де­вуш­ки по­ка­жут всё» (1996). В 1992 в Бел­гра­де ос­но­вал про­дю­сер­скую ком­па­нию «Ekstaza». В го­ды эмиг­ра­ции и с 1993 пре­по­да­ёт ки­но­ре­жис­су­ру и сце­нар­ное мас­тер­ст­во в Гар­вард­ском и Ко­лум­бий­ском ун-тах США, чи­та­ет кур­сы лек­ций в ки­но­шко­лах Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, Ав­ст­ра­лии и др. Ав­тор сце­на­ри­ев мн. сво­их филь­мов; ко­ме­дии «Но­вый че­ло­век на Цве­точ­ной пло­ща­ди» (совм. с Р. По­по­вым, 1960). В 1960 из­дал сб. ста­тей и эс­се «По­це­луй для то­ва­ри­ща Ло­зун­га» и кни­гу о ки­но для де­тей «24 кар­тин­ки в се­кун­ду».

Лит.: Novaković S. Vreme otvaranja. Novi Sad, 1970; Munitič R. Jugoslovenski filmski slučaj. Split, 1980; Volk P. Savremeni jugoslovenski film. Beograd, 1983; 300 čuda D. Makavejev. Beograd, 1988; Чер­нен­ко М.«Биг Мак», или Тра­ге­дия мар­ксис­та с че­ло­ве­че­ским ли­цом // Ис­кус­ст­во ки­но. 1994. № 1; Goulding D. J. Makavejev // Five filmmakers. Bloomington, 1994; Волк П. Српски филм. Бео­град, 1996; Mortimer L. Terror and joy: D. Makavejev. Minneapolis, 2009.

Вернуться к началу