Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮНЬЕ́-ПО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 260-261

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Максимов

ЛЮНЬЕ́-ПО (Lugné-Poe) (наст. фам. Лю­нье, Lugné) Орель­ен Ма­ри (27.12.1869, Па­риж – 19.6.1940, Виль­нёв-лез-Авинь­он), франц. те­ат­раль­ный ре­жис­сёр, ак­тёр. В 1886 вме­сте с Ж. Бур­до­ном ор­га­ни­зо­вал в па­риж­ском ли­цее Кон­дор­се лю­би­тель­ский те­атр «Кру­жок шко­ля­ров» (пер­вое пред­став­ле­ние со­стоя­лось 5.3.1887). Наи­бо­лее зна­чит. по­ста­нов­ка Л.-По с этой труп­пой – «Жен­щи­на с мо­ря» Г. Иб­се­на (1892). Од­но­вре­мен­но в 1888 по­сту­пил на дра­ма­тич. кур­сы Па­риж­ской конс. (класс Г. Ворм­са). С окт. 1888 пол­то­ра го­да иг­рал в «Сво­бод­ном те­ат­ре» А. Ан­туа­на (Елец­кий – «На­хлеб­ник» И. С. Тур­ге­не­ва). С мая 1891 в экс­пе­рим. сим­во­ли­ст­ском «Те­атр д’Ар» («Ху­до­же­ст­вен­ный те­атр») П. Фо­ра, где при­нял уча­стие в под­го­тов­ке пер­вых спек­так­лей по пье­сам М. Ме­тер­лин­ка: «Не­про­ше­ная» (ис­пол­нил роль Де­да) и «Сле­пые» (роль Пер­во­го Сле­по­ро­ж­дён­но­го). 6.10.1893 по­ста­нов­кой пье­сы «Рос­мерс­хольм» Иб­се­на Л.-По от­крыл в Па­ри­же те­атр «Эвр» («Твор­че­ст­во»), про­грам­мой которого ста­ла раз­ра­бот­ка сим­во­ли­ст­ской эс­те­ти­ки: со­зда­ние но­вой ре­аль­но­сти пу­тём син­те­за пан­то­ми­мы, те­ат­ра те­ней, све­та, цве­та, за­па­ха, де­ко­ра­ци­он­но­го оформ­ле­ния и т. д. Ин­тер­пре­та­ция «Строи­те­ля Соль­не­са» Иб­се­на (1894; Л.-По – ре­жис­сёр и ис­пол­ни­тель гл. ро­ли) по­бу­ди­ла Ме­тер­лин­ка опуб­ли­ко­вать про­грамм­ную ст. «Тра­ги­че­ское по­все­днев­ное», в ко­то­рой сфор­му­ли­ро­ва­ны сим­во­ли­ст­ская кон­цеп­ция тра­ги­че­ско­го, прин­цип диа­ло­га «вто­ро­го по­ряд­ка» (воз­ни­каю­ще­го по­ми­мо слов). Пре­тво­ряя эти прин­ци­пы в жизнь, Л.-По ис­поль­зо­вал осо­бое зву­ча­ние тек­ста (ак­тё­ры нес­коль­ко рас­тя­ги­ва­ли сло­ва, со­став­ляя их в му­зы­каль­но зву­ча­щие фра­зы), пло­ско­ст­ную ми­зан­сце­ну, ус­лов­ную «скан­ди­нав­скую» ат­мо­сфе­ру, прин­цип те­ней, тю­ле­вый за­на­вес и т. д. Боль­шое зна­че­ние име­ло со­труд­ни­че­ст­во Л.-По с ху­дож­ни­ка­ми груп­пы «На­би». Дея­тель­ность Л.-По спо­соб­ст­во­ва­ла фор­ми­ро­ва­нию сим­во­ли­ст­ской те­ат­раль­ной кри­ти­ки: К. Мок­лер, А. Бо­эр, Ж. Ле­метр, Ф. Фе­не­он. Сре­ди по­ста­но­вок пер­во­го се­зо­на: «Враг на­ро­да» Иб­се­на, «Оди­но­кие» Г. Га­упт­ма­на, «Свы­ше на­ших сил» Б. Бьёрн­со­на, «Кри­сталь­ный па­ук» Ра­шильд, «Кре­ди­то­ры» А. Стринд­бер­га. В даль­ней­шем ре­пер­ту­ар рас­ши­рил­ся: «Ан­на­бел­ла» Дж. Фор­да (1894, Л.-По в ро­ли Джо­ван­ни), «Гли­ня­ная по­воз­ка» Шуд­ра­ки и «Ша­кун­та­ла» Ка­ли­да­сы (обе 1895, оформ­ле­ние А. Ту­луз-Лот­ре­ка), «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да (1896, пер­вая пост.). С 1895 на сце­не те­ат­ра «Эвр» иг­ра­ла С. Де­пре (впо­след­ст­вии ве­ду­щая ак­три­са труп­пы и же­на Л.-По). Сре­ди ве­ду­щих ис­пол­ни­те­лей так­же: Б. Ба­ди, Л. Ла­ра, Э. де Макс. В се­зо­не 1905/06 в те­ат­ре «Эвр» иг­ра­ла Э. Ду­зе.

Этап­ным в ис­то­рии ми­ро­во­го те­ат­ра стал спек­такль «Ко­роль Убю» А. Жар­ри (1896). Най­ден­ный Л.-По сце­нич. язык, гро­те­ск­ные пер­со­на­жи, иг­ро­вая сти­хия пред­ве­ща­ли ро­ж­де­ние аван­гар­ди­ст­ской эс­те­ти­ки 20 в. В спек­так­ле кон­тра­ст­но со­еди­ня­лись разл. те­ат­раль­ные жан­ры: мис­те­рия и фарс, хро­ни­ка и ари­сто­фа­нов­ская ко­ме­дия, вы­со­кая тра­ге­дия и по­литич. пам­флет. Ус­лов­ное оформ­ле­ние А. Ту­луз-Лот­ре­ка, П. Се­рю­зье, П. Ран­со­на, П. Бон­на­ра, Э. Вюй­а­ра, А. Жар­ри от­кры­ва­ло ши­ро­кие воз­мож­но­сти для ак­тёр­ской им­про­ви­за­ции. Но­вые эс­те­тич. прин­ци­пы «Ко­ро­ля Убю» по­лу­чи­ли раз­ви­тие в спек­так­ле «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля, по­став­лен­ном Л.-По в 1898. Кон­фликт стро­ил­ся на про­ти­во­пос­тав­ле­нии без­ли­ко­го совр. обы­ва­те­ля Хле­ста­ко­ва (пер­вая ко­мич. роль Л.-По) и кар­на­валь­ной сти­хии го­ро­да, пред­став­лен­но­го яр­ки­ми и сти­ли­зо­ван­ны­ми пер­со­на­жа­ми, со­еди­няю­щи­ми­ся в еди­ную мас­су.

По­чув­ст­во­вав кри­зис в ус­ло­ви­ях за­си­лья ком­мерч. те­ат­ра, Л.-По в 1899 за­крыл «Эвр». Осу­ще­ст­в­лял отд. по­ста­нов­ки в Па­ри­же, га­ст­ро­ли­ро­вал по ми­ру с С. Де­пре (в т. ч. в 1915 – в Рос­сии), ор­га­ни­зо­вы­вал га­ст­ро­ли Э. Ду­зе, А. Дун­кан. В 1912 воз­ро­дил те­атр «Эвр». Во­шёл в ис­то­рию те­ат­ра как пер­вый по­ста­нов­щик ран­них пьес Р. Рол­ла­на («Аэрт» и «Вол­ки», 1898; «Три­умф ра­зу­ма», 1899), Э. Вер­хар­на («Мо­на­стырь», 1900), П. Кло­де­ля («Бла­гая весть Ма­рии», 1912; «За­лог», 1914), Ф. Кром­ме­лин­ка («Ве­ли­ко­леп­ный ро­го­но­сец» и «Вая­тель ма­сок», 1920), А. Са­лак­ру («Зем­ной кру­го­во­рот», 1925). В те­ат­ре «Эвр» в 1921 как ак­тёр де­бю­ти­ро­вал А. Ар­то. В 1929 Л.-По ото­шёл от ру­ко­во­дства те­ат­ром. Со­труд­ни­чал с разл. па­риж­ски­ми труп­па­ми. На­пи­сал вос­по­ми­на­ния о франц. те­ат­ре кон. 19 – нач. 20 вв.

Соч.: La Parade. P., 1931–1946. Vol. 1–4; Па­рад [Т. 1. Гл. 8; Т. 2. Гл. 7, 9] // Фран­цуз­ский сим­во­лизм: Дра­ма­тур­гия и те­атр. СПб., 2000; Па­рад [Т. 2. Гл. 3] // Ис­кус­ст­во ре­жис­су­ры за ру­бе­жом: Хре­сто­ма­тия. СПб., 2004.

Лит.: Nozière F. Lugné-Poe: biographie-criti­que... P., 1921; Knowles D. La réaction idéa­liste au théâtre depuis 1890. P., 1934; Jasper G. R. Adventure in the theatre: Lugné-Poe and the «Théâtre de l’Œuvre» to 1899. New Brunswick, 1947; Robichez J. Le symbolisme au théâtre: Lugné-Poe et les débuts de l’Œuvre. P., 1972; Мак­си­мов В. И. «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля на сце­не те­ат­ра Эвр // Про­бле­мы те­ат­раль­но­сти. СПб., 1993; Ду­нае­ва Е. «Ко­роль Убю» А. Жар­ри // Спек­так­ли ХХ в. М., 2004.

Вернуться к началу