Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮ́БИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 221

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э. Любич. Кадр из фильма «Кармен». 1918.

ЛЮ́БИЧ (Lubitsch) Эрнст (28.1.1892, Бер­лин – 30.11.1947, Бе­вер­ли-Хилc), нем. и амер. ре­жис­сёр. В нач. 1910-х гг. был те­ат­раль­ным ко­мич. ак­тё­ром. Сце­нич. мас­тер­ст­ву обу­чал­ся у М. Рейн­хард­та и нем. ко­ми­ка В. Ар­ноль­да. В ки­но с 1913 как ак­тёр («Гор­дость фир­мы», «Фир­ма же­нит­ся»). В 1914–15 по­ста­вил се­рию ко­рот­ко­мет­раж­ных ко­ме­дий и фар­сов: «Фрей­лейн – мыль­ная пе­на», «Са­хар и ко­ри­ца», «По­езд­ка по льду» и др. В 1918 по­ста­вил фан­та­стич. ори­ен­таль­ную ки­но­дра­му «Гла­за му­мии Ма». Вост. эк­зо­ти­кой изо­би­ло­ва­ли так­же филь­мы «Су­му­рун» (1920, в отеч. про­ка­те «Жем­чу­жи­на га­ре­ма»), «Же­на фа­рао­на» (1922). Ми­ро­вой ус­пех Л. при­нес­ли пыш­нo кос­тю­ми­ро­ван­ные ис­то­рич. филь­мы «Кар­мен» (1918, в отеч. про­ка­те «Та­бач­ни­ца из Се­ви­льи»), «Ма­дам Дю­бар­ри» (1919), «Ан­на Бо­лейн» (1920) и др. В ко­ме­ди­ях Л. уде­лял осо­бое вни­ма­ние ост­ро­му сю­же­ту. В филь­мах «Прин­цесса уст­риц» (1919) и «До­че­ри Кол­хизе­ля» (1920) экс­цен­три­ка со­че­та­лась с эле­мен­та­ми са­ти­ры. В кар­ти­не «Гор­ная кош­ка» (1921) жанр ко­ме­дии под­верг­ся экс­прес­сио­ни­ст­ской сти­ли­за­ции. В 1923 Л. при­гла­си­ли в Гол­ли­вуд для съё­мок ф. «Ро­зи­та» с уча­сти­ем М. Пик­форд. В США ре­жис­сёр ста­вил гл. обр. са­лон­ные ко­ме­дии, фар­сы, опе­рет­ты, поль­зовав­шие­ся ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью: «Брач­ный круг» (1924), «Ве­ер ле­ди Уин­дер­мир» (1925), «Па­рад люб­ви» (1929), «Бес­по­кой­ст­во в раю» (1932), «Ве­сё­лая вдо­ва» (1934) и др. Клас­си­кой жан­ра ста­ла ро­ман­тич. ко­ме­дия «Ан­гел» с М. Дит­рих в гл. ро­ли (1937). В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. в филь­мах Л. поя­ви­лись по­ли­тич. мо­ти­вы: в со­че­та­нии с ме­ло­дра­ма­тич. сю­же­том – в ф. «Ни­ноч­ка» (1939; Г. Гар­бо в ро­ли рус. жен­щи­ны-ко­мис­са­ра, ищу­щей в Па­ри­же цар­ские дра­го­цен­но­сти), в фор­ме по­ли­тич. пам­фле­та – в ан­ти­фа­ши­ст­ской ко­ме­дии «Быть или не быть» (1942). Мас­тер ком­мерч. ки­но, Л. прив­нёс в гол­ли­вуд­ский ки­не­ма­то­граф изы­скан­ность ев­роп. сти­ля. Его от­ли­ча­ло уме­ние ра­бо­тать с ак­тё­ра­ми, соз­да­вать яр­кую об­раз­ность с по­мо­щью изо­бре­та­тель­ных ре­жис­сёр­ских и опе­ра­тор­ских приё­мов. Сре­ди др. филь­мов: «За­прет­ный рай» (1924), «Принц сту­ден­тов» (1927), «Вось­мая же­на Си­ней Бо­ро­ды» (1938), «Не­бе­са мо­гут по­до­ж­дать» (1943), «Эта ле­ди с гор­но­ста­ем» (1948, за­кон­чил О. Пре­минд­жер). Специальная пр. «Ос­кар» (1946).

Лит.: Не­доб­ро­во В. Э. Лю­бич. М., 1927; Weinberg H. The Lubitsch touch. N. Y., 1977; Poague L. The cinema of E. Lubitsch. L., 1978; Paul W. E. Lubitsch’s American comedy. N. Y., 1983; Трюф­фо Ф. Не­пре­взой­ден­ный Лю­бич // Трюф­фо о Трюф­фо. М., 1987; Hake S. Pas­sions and deceptions: the early films of E. Lu­bitsch. Prinston, 1992; Spaich H. E. Lu­bitsch und seine Filme. Münch., 1992; Eyman S. E. Lu­bitsch: laughter in paradise. N. Y.; L., 1993.

Вернуться к началу