ЛОПУХО́В
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОПУХО́В Фёдор Васильевич [8(20).10.1886, С.-Петербург – 28.1.1973, Ленинград], рос. артист балета, хореограф, педагог, нар. арт. РСФСР (1956). В 1905 окончил С.-Петерб. театральное уч-ще (педагог Н. Г. Легат). В 1905–09, 1911–1922 в Мариинском театре (Аквилон – «Пробуждение Флоры» Р. Дриго, Флёр де Пуа – «Спящая красавица» П. И. Чайковского, Феб – «Эсмеральда» Ч. Пуньи; также исполнял характерные танцы). В 1909–10 в Большом театре в Москве, в 1910–11 гастролировал в США. В 1920-х гг. Л. начал ставить концертные номера. Первые балеты – «Сон» Н. В. Щербачёва и «Мексиканский кабачок» Л. И. Гончарова (оба 1918, Театр муз. драмы, Петроград). В 1922–30, 1944–45 и в 1951–56 худ. рук. балетной труппы Петрогр. (Ленингр.) театра оперы и балета (с 1935 – им. С. М. Кирова), в 1931–35 организатор и руководитель балетной труппы МАЛЕГОТа. Одним из первых начав восстанавливать и реставрировать балеты классич. наследия, Л. развил, обогатил и воссоединил в своём творчестве традиции М. И. Петипа (канонич. классич. формы и композиции) и новаторство М. М. Фокина (интерес к балету-драме, к действенному танцу как двигателю интриги, к разработке новых хореографич. форм и лексики). Некоторые сочинённые Л. фрагменты классич. балетов так органично вошли в канонич. хореографич. тексты, что их нередко приписывают его предшественникам – Петипа, А. А. Горскому и др. (вариация Феи Сирени – 3-й акт «Спящей красавицы» Чайковского, па-де-де – «Коппелия» Л. Делиба). Л. обогащал хореографич. лексику гл. обр. за счёт элементов акробатики, культивируя выразительность балета как самобытного и самостоят. иск-ва. Ему принадлежит первенство в создании бессюжетного программного балета-симфонии (танцсимфония «Величие мироздания» на муз. Л. ван Бетховена, 1923, Петрогр. театр оперы и балета); Л. оказал существенное влияние на продолжавших и развивавших это направление в балетном иск-ве хореографов Ю. Н. Григоровича, И. Д. Бельского и др. Вместе с тем, откликаясь на требования времени, Л. создал форму хореографич. синтетич. спектакля с пением, словом, эксцентрикой, цирковыми трюками, кукольным театром и т. п. В 1927 поставил хореографич. драму «Крепостная балерина» К. А. Корчмарёва, которая во многом ориентировалась на эстетику драматич. театра. Тем не менее Л. полагал, что не следует изменять специфике балетного иск-ва. В 1935 в МАЛЕГОТе и в моск. Большом театре с огромным успехом прошёл комич. балет «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича. Однако после опубликованной в газ. «Правда» 6.2.1936 редакционной ст. «Балетная фальшь» спектакль был снят с репертуара; новаторская хореография Л. утеряна. Среди постановок: «Красный вихрь» («Большевики») В. М. Дешевова (1924), «Жар-птица» (1921) и «Пульчинелла» (1926) И. Ф. Стравинского, «Ледяная дева» на муз. Э. Грига (1927), «Болт» Шостаковича (1931), «Арлекинада» Дриго (1933, новая редакция), «Соловей» М. Е. Крошнера (1939, совм. с А. Н. Ермолаевым, Минск), «Картинки с выставки» на муз. М. П. Мусоргского (1963, Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1936–40 худ. рук. ЛХУ. В 1937–41 организатор и руководитель балетмейстерских курсов при ЛХУ, в 1962 – балетмейстерского отделения Ленингр. конс. (проф. с 1965). Автор теоретич. исследований, посвящённых проблемам хореографич. тематизма и взаимоотношений хореографии с музыкой, анализу принципов работы балетмейстера с исполнителями, а также мн. статей в периодич. печати.