Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОПУХО́В

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 41-42

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Сцена из балета «Красный вихрь» В. М. Дешевова. Балетмейстер Ф. В. Лопухов.

ЛОПУХО́В Фё­дор Ва­силь­е­вич [8(20).10.1886, С.-Пе­тер­бург – 28.1.1973, Ле­нин­град], рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог, нар. арт. РСФСР (1956). В 1905 окон­чил С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­гог Н. Г. Ле­гат). В 1905–09, 1911–1922 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре (Ак­ви­лон – «Про­бу­ж­де­ние Фло­ры» Р. Дри­го, Флёр де Пуа – «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го, Феб – «Эс­ме­раль­да» Ч. Пу­ньи; так­же ис­пол­нял ха­рак­тер­ные тан­цы). В 1909–10 в Боль­шом те­ат­ре в Мо­ск­ве, в 1910–11 га­ст­ро­ли­ро­вал в США. В 1920-х гг. Л. на­чал ста­вить кон­церт­ные но­ме­ра. Пер­вые ба­ле­ты – «Сон» Н. В. Щер­ба­чё­ва и «Мек­си­кан­ский ка­ба­чок» Л. И. Гон­ча­ро­ва (оба 1918, Те­атр муз. дра­мы, Пет­ро­град). В 1922–30, 1944–45 и в 1951–56 худ. рук. ба­лет­ной труп­пы Пет­рогр. (Ле­нингр.) те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (с 1935 – им. С. М. Ки­ро­ва), в 1931–35 ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­ной труп­пы МАЛЕГОТа. Од­ним из пер­вых на­чав вос­ста­нав­ли­вать и рес­тав­ри­ро­вать ба­ле­ты клас­сич. на­сле­дия, Л. раз­вил, обо­га­тил и вос­со­еди­нил в сво­ём твор­че­ст­ве тра­ди­ции М. И. Пе­ти­па (ка­но­нич. клас­сич. фор­мы и ком­по­зи­ции) и но­ва­тор­ст­во М. М. Фо­ки­на (ин­те­рес к ба­ле­ту-дра­ме, к дей­ст­вен­но­му тан­цу как дви­га­те­лю ин­три­ги, к раз­ра­бот­ке но­вых хо­рео­гра­фич. форм и лек­си­ки). Не­ко­то­рые со­чи­нён­ные Л. фраг­мен­ты клас­сич. ба­ле­тов так ор­га­нич­но во­шли в ка­но­нич. хо­рео­гра­фич. тек­сты, что их не­ред­ко при­пи­сы­ва­ют его пред­ше­ст­вен­ни­кам – Пе­ти­па, А. А. Гор­ско­му и др. (ва­риа­ция Феи Си­ре­ни – 3-й акт «Спя­щей кра­са­ви­цы» Чай­ков­ско­го, па-де-де – «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба). Л. обо­га­щал хо­ре­ог­ра­фич. лек­си­ку гл. обр. за счёт эле­мен­тов ак­ро­ба­ти­ки, куль­ти­ви­руя вы­ра­зи­тель­ность ба­ле­та как са­мо­быт­но­го и са­мо­сто­ят. иск-ва. Ему при­над­ле­жит пер­вен­ст­во в соз­да­нии бес­сю­жет­но­го про­грамм­но­го ба­ле­та-сим­фо­нии (танц­сим­фо­ния «Ве­ли­чие ми­ро­зда­ния» на муз. Л. ван Бет­хо­ве­на, 1923, Пет­рогр. те­атр опе­ры и ба­ле­та); Л. ока­зал су­ще­ст­вен­ное влия­ние на про­дол­жав­ших и раз­ви­вав­ших это на­прав­ле­ние в ба­лет­ном иск-ве хо­рео­гра­фов Ю. Н. Гри­го­ро­ви­ча, И. Д. Бель­ско­го и др. Вме­сте с тем, от­кли­ка­ясь на тре­бо­ва­ния вре­ме­ни, Л. соз­дал фор­му хо­рео­гра­фич. син­те­тич. спек­так­ля с пе­ни­ем, сло­вом, экс­цен­три­кой, цир­ко­вы­ми трю­ка­ми, ку­коль­ным те­ат­ром и т. п. В 1927 по­ста­вил хо­рео­гра­фич. дра­му «Кре­по­ст­ная ба­ле­ри­на» К. А. Кор­чма­рё­ва, ко­то­рая во мно­гом ори­ен­ти­ро­ва­лась на эс­те­ти­ку дра­ма­тич. те­ат­ра. Тем не ме­нее Л. по­ла­гал, что не сле­ду­ет из­ме­нять спе­ци­фи­ке ба­лет­но­го иск-ва. В 1935 в МАЛЕГОТе и в моск. Боль­шом те­ат­ре с ог­ром­ным ус­пе­хом про­шёл ко­мич. ба­лет «Свет­лый ру­чей» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча. Од­на­ко по­сле опуб­ли­ко­ван­ной в газ. «Прав­да» 6.2.1936 ре­дак­ци­он­ной ст. «Ба­лет­ная фальшь» спек­такль был снят с ре­пер­туа­ра; но­ва­тор­ская хо­рео­гра­фия Л. уте­ря­на. Сре­ди по­ста­но­вок: «Крас­ный вихрь» («Боль­ше­ви­ки») В. М. Де­ше­во­ва (1924), «Жар-пти­ца» (1921) и «Пуль­чи­нел­ла» (1926) И. Ф. Стра­вин­ско­го, «Ле­дя­ная де­ва» на муз. Э. Гри­га (1927), «Болт» Шос­та­ко­ви­ча (1931), «Ар­ле­ки­на­да» Дри­го (1933, но­вая ре­дак­ция), «Со­ло­вей» М. Е. Крош­не­ра (1939, совм. с А. Н. Ер­мо­лае­вым, Минск), «Кар­тин­ки с вы­став­ки» на муз. М. П. Му­сорг­ско­го (1963, Моск. муз. те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко). В 1936–40 худ. рук. ЛХУ. В 1937–41 ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­мей­стер­ских кур­сов при ЛХУ, в 1962 – ба­лет­мей­стер­ско­го от­де­ле­ния Ле­нингр. конс. (проф. с 1965). Ав­тор тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щён­ных про­бле­мам хо­рео­гра­фич. те­ма­тиз­ма и взаи­мо­от­но­ше­ний хо­рео­гра­фии с му­зы­кой, ана­ли­зу прин­ци­пов ра­бо­ты ба­лет­мей­сте­ра с ис­пол­ни­те­ля­ми, а так­же мн. ста­тей в пе­рио­дич. пе­ча­ти.

Соч.: Ве­ли­чие ми­ро­зда­ния. П., 1922; Пу­ти ба­лет­мей­сте­ра. Бер­лин, 1925; Ше­сть­де­сят лет в ба­ле­те. М., 1966; Хо­рео­гра­фи­че­ские от­кро­вен­но­сти. М., 1972; В глубь хо­рео­гра­фии. М., 2003.

Лит.: Доб­ро­воль­ская ГН. Ф. Ло­пу­хов. Л., 1976.

Вернуться к началу